Средства массовых коммуникаций и массовой информации в связях с общественностью

Печатный станок, изобретенный в середине XIV в., лег в основу технологии массового производства информации. Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства – массового общества.

Бурное развитие средств массовой коммуникации в ХХ веке привело к изменению мировосприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, формированию нового виртуального мира общения.

Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории.

Основным различием системы межличностных отношений и массовой коммуникации является то, что в рамках межличностной коммуникации устанавливается непосредственный контакт между индивидами с помощью межличностных средств общения, в то время как в массовой коммуникации обмен информацией опосредуется техническими средствами коммуникации и рассчитан на массовую, а также специализированную аудиторию.

Связи с общественностью непосредственно связаны с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социализации позволяют материалы массовых опросов, свидетельствующие о повышении уровня избирательного потребления информации. Телепросмотр, радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. Основную массу населения интересуют обстоятельства повседневной жизни, потому выбор совершается в пользу региональных СМК, по которым идет соответствующая информация.

Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Она реализуется по отношению ко всем людям так, как отдых в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

С рекреативной связана релаксационная роль СМК. Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества.

Большую роль играют СМК в развитии человека. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывает споры о благе или вреде для человека. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

Под компонентами системы СМИ обычно пони­мают: информационные агентства, прессу, телевидение, радиовещание, периодические Интернет-издания или Интернет-версии печатных и электронных СМИ. Средства массовой коммуникации, в отличие от средств массовой информации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации. Средства массовой информации

Средства массовой информации (СМИ) осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие, они могут содействовать прогрессу или тормозить его. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям. То, что не попало в каналы массовой информации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества.

Деятельность СМИ в обществе разворачивается благодаря широкому комплексу выполняемых ими функций, что обеспечивает их значительное влияние на общественное мнение и сознание, на массовое поведение людей. Это следующие социальные функции: на­блюдение, интерпретация, связь, пе­редача ценностей, развлечениеРассмотрим их подроб­нее.

Наблюдение. Корреспонденты СМИ собирают информацию, которую люди не могут достать для себя сами, по всему миру. Затем эта информация передается коррес­пондентами в медиа-организации, которые доносят ее до общественности. Наблюдение может быть предостерегающим, предупреждающим об опас­ности – о надвигающемся экономическом или политическом кризисе, стихийном бедствии, военной угрозе. Кроме того, надзор может быть инструментальным – когда СМИ передают информа­цию, полезную для повседневной жизни – о выходе новых про­дуктов и оказании услуг, о ценах на товары, о возможностях про­фессионального роста и проведения досуга. В последние годы информация такого плана стала особенно востребованной.

Интерпретация. Масс-медиа не просто сооб­щают факты, но и предоставляют информацию об их значении и роли. СМИ решают – каким фактам (а также персонам, организа­циям) будет предоставлено эфирное время или газетная площадь и в каком объеме. Масс-медиа имеют возможность представить аудитории спектр позиций, недоступных через межличностные коммуникации.

Связь. СМИ способны соединить вместе межличностными каналами различные части общества, не связан­ные между собой напрямую. При­мером служат экологические движения, профессиональные ассо­циации, общественные объединения. Группы по интересам особенно эффективно формируются с помощью Интернет в форме сетевых сообществ.

Передача ценностей. СМИ представляют портрет общества, а люди, наблюдая, слушая и читая СМИ, воспринимают социальные ценности, нормы и пра­вила поведения. Медиа демонстрируют ролевые модели (демократа, патриота, либерала, профессионала, предпринимате­ля, хорошего семьянина), которые наблюдаются и имитируются телезрителями, читателями и радиослушателями. Сегодня можно наблюдать, как большинством СМИ усиленно прививается модель потребительского поведения, гламурного стиля и власти денег.

Развлечение. Звукозапись и кинофильмы, ко­миксы, игры, гороскопы, слухи, ток-шоу и спортивные программы развлекают аудиторию. Медиа делают развлечение доступным для большого количества людей по относительно низкой цене.

Знание социальных функций СМИ дает возможность специалисту по связям с общественностью видеть свою роль и работу в контексте мира масс-медиа и социальных процессов в целом.

Типология СМИ. Каждое из СМИ имеет свою знаковую систему, свои инструменты воздействия. В целом средства массовой информации (СМИ) делят на печатные (пресса) и электронные СМИ (телевидение, радио, информагентства, Интернет-СМИ).

Итак, рассмотрим основные каналы масс-медиа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: