Осевые насосы, являясь лопастными, отличаются от центробежных насосов устройством рабочего колеса и профилем лопастей. При вращении колеса по обе стороны лопасти создается разность напоров, и поток жидкости направляется вдоль оси колеса. За рабочими лопастями установлены неподвижные направляющие лопатки, при проходе которых часть скоростного напора преобразуется в давление.
Конструкция осевого насоса показана на рис.40. Приемная нижняя часть корпуса 8 имеет аварийный патрубок 1. В корпусе 3 установлены рабочее колесо (пропеллер) 7, представляющее собой трубу, защитное кольцо 6 и направляющие лопасти 5. Вал консольного типа, заключенный в обтекатель 4, вращается в подшипниках 2, имеющих резиновые вкладыши и водяную смазку. Криволинейное направляющее ребро в напорной части способствует повышению кпд насоса.
Осевые насосы используют в качестве водоотливных на спасательных судах и в системах охлаждения главных конденсаторов ПТУ.
Рабочие параметры судовых осевых насосов:
|
|
напор 10-15 м,
подача до 3000 м³/ч и более,
где η п = 0,90÷0,95 - объемный кпд осевого насоса;
с - осевая скорость потока, м/с;
D - наружный диаметр рабочего колеса, м;
D ст - диаметр ступицы рабочего колеса, м.
Рис.40. Осевой насос
Правила обслуживания осевых насосов те же, что и для центробежных, однако пуск их осуществляется при открытом нагнетательном клапане, регулирование подачи — нагнетательным клапаном или изменением частоты вращения (при многоскоростном двигателе), а в больших насосах — поворотом рабочих лопастей.