Переход рисков место назначения

Таможенная очистка

Таможенная очистка

вывозимого товара продавец

ввозимого товара покупатель

Договор перевозки продавец

Место поставки место назначения

Переход расходов место назначения

На рынке транспортных услуг действующие лица обозначаются другими терминами. Здесь договариваются грузоотправитель и перевозчик. Между ними заключается договор перевозки. Предметом договора является груз.

Грузовладелец – это лицо, являющееся юридическим владельцем груза, что удостоверяется определенным документом.

Договор перевозки – это разновидность гражданско-правового акта, в соответствии с которым перевозчик за установленную плату обязуется доставить груз, принятый от отправителя, в место назначения и вручить его грузополучателю или иному специально уполномоченному лицу.

Грузоотправитель – это лицо, которое заключает договор перевозки с перевозчиком.

Перевозчик – это лицо, которое действительно (фактически) выполняет или берет на себя обязательство выполнить перевозку. В соответствии с этим определением выделяют фактических и договорных перевозчиков.

Грузополучатель – это лицо, которое имеет право получить груз от перевозчика.

Груз – это собственность, включая как животных, так и контейнеры, паллеты и подобные средства перевозки или пакетирования, не предоставляемые перевозчиком.

На рынке транспортных услуг действуют посредники тех же видов, что и на рынке товаров и выполняются сходные по сути посреднические операции.

Операции по перепродаже. Посредник приобретает транспортные услуги различных видов транспорта и перепродает их от своего имени и за свой счет грузовладельцам (например, в операциях по консолидации грузов).

Комиссионные операции. Посредник реализует транспортные услуги от своего имени, но за счет фактического перевозчика, или заключает договор перевозки как грузоотправитель, но за счет фактического грузовладельца.

Агентские операции. Посредник выступает от имени и за счет либо грузовладельца, либо перевозчика.

Брокерские операции. Посредник сводит лиц, заключающих договор перевозки или аренды транспортного средства.

Тех агентов, которые действуют от имени грузовладельца (грузоотправителя или грузополучателя) и за его счет, принято называть экспедиторами, а операции, которые они производят по договору транспортной экспедиции (поручения, комиссии), считаются транспортно-экспедиторскими. Агентов же, действующих от имени и за счет перевозчиков по договору представительства (агентскому соглашению), называют именно агентами, иногда брокерами, а выполняемые ими операции называют агентскими.

Итак, мы определили экспедитора как агента грузовладельца. Однако, реальность говорит о том, что статус его не так уж однозначен.

Действительно, экспедитор обычно действует с целью установления связей между грузоотправителем и перевозчиком как агент грузоотправителя (рис). Но, иногда, он становится агентом перевозчика или даже агентом перевозчика и грузоотправителя одновременно. В последнем случае он должен решать проблемы, исходя из наличия обязанностей перед каждым из них. Это иногда приводит к существенным трудностям, особенно в ситуациях конфликта между перевозчиком и грузоотправителем. Очень часто экспедиторские компании действуют как линейные агенты.

Экспедитор может действовать не только как агент, но как комиссионер.

Отношения грузоотправителя с посредником регламентируют агентские соглашения — договоры-поручения, комиссии, консигнации. Подписывая контракт с коммерческим агентом, надо учитывать все особенности того или иного вида договора. Видя вашу некомпетентность, недобросовестный посредник будет диктовать свои условия. В итоге многие положения, затрагивающие интересы производителя, не найдут отражения в договоре или будут упомянуты вскользь.

Рассмотрим основные особенности агентских соглашений.

Договор поручения

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется со­вершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Обязанности поверенного подробно огова­риваются по таким позициям, как сроки, риски и территория операций агента.

В частности:

устанавливается срок действия договора, после которого стороны
могут пересмотреть его условия;

предусматриваются последствия невыполнения коммерческим агентом договора поручений (уменьшение вознаграждения, прекращение договора, сокращение договорной территории и т.п.);

определяется территория (регион, страна или группа стран), где агент будет вести коммерческую работу. При этом важно определить, в какой мере доверитель сохраняет за собой право на этой территории помимо агента, обязан ли он прибегать к его услугам во всех случаях и всегда ли агент может претендовать на вознаграждение.

Коммерческий агент обязан строго соблюдать указания доверителя. Лишь в исключительных случаях, в интересах дела, он вправе отступить от них, немедленно сообщив об этом доверителю

Часто доверитель включает в договор условие, запрещающее агенту заниматься коммерческой деятельностью и отношении товаров и услуг, конкурирующих с договорными.

Как правило, поверенный не отвечает за неисполнение контрагентом договора. Но если агент принял на себя полную или частичную га­рантию исполнения обязательств клиентом, и это зафиксировано в до­говоре, ему придется платить.

Основная обязанность доверителя (принципала) - производителя продукции - уплата поверенному вознаграждения и возмещений издержек. В договоре поручения этот вопрос обстоятельно регламентируется. Устанавливается, на какой основе будет исчисляться возна­граждение, определяется размер его ставки. Это может быть цена то­вара (сумма нетто) либо сумма, включающая расходы по доставке, страхованию, упаковке, предоставленные скидки и т.п. Если базой ис­числения является сумма нетто, то остальные составляющие должны быть выделены в счете.

Обычно поверенный получает вознаграждение за все сделки с его участием в пределах договорной территорий. Если же он имеет на этой территории исключительные права по коммерческому представительству, в договоре может быть предусмотрена выплата вознагражде­ния по всем сделкам, заключенным в данном регионе даже без его участия.

Возможен и другой вариант: поверенный участвует в заключении сделки лишь на начальной стадии или только в определенной ее части. В этом случае в договоре поручения должно быть предусмотрено по­ложение о соответствующем вознаграждении.

Бывают ситуации, когда посредник подготовил сделку за предела­ми оговоренной территории. Желательно заранее предусмотреть в до­говоре такую возможность и поделить вознаграждение между со­ответствующими коммерческими агентами.

Ставка вознаграждения может быть увеличена либо предусмот­рен бонус (дополнительное вознаграждение), если по договору агент обязуется обеспечить минимальный оборот либо превысить его.

По закону доверитель платит агенту после исполнения им поруче­ния. Однако в международной коммерческой практике стороны часто иначе определяют срок получения агентом вознаграждения: после раз­мещения заказа на поставку товара, после его поставки, в момент уп­латы цены за товар и т.п. По-разному можно определить и периодич­ность выплат -ежемесячно, ежеквартально. Предусматривают также и положение о порядке перевода вознаграждения, о валюте, в которой оно исчисляется, о курсе пересчета в другие валюты.

Срок действия договора-поручения не всегда оговаривается. Он может быть прекращен доверителем или посредником в любой мо­мент, но с обязательным предварительным уведомлением, установлен­ным сторонами (например, 3—6 мес.). Если договор заключён с испытательным сроком и по его истечении прекращен, предварительное уведомление не обязательно. В коммерческой практике встречаются также условия об автоматическом прекращении договора, при определенных обстоятельствах: банкротстве, ликвидации одной из сторон, реорганизации, слиянии, переходе клиентуры в иное владение.

Если агент прекращает договор, лишая доверителя возможности иначе обеспечить свои интересы, он обязан возместить ему убытки.


Договор комиссий

Договоры поручения и комиссии имеют много общих черт — оба они регулируют отношения по коммерческому представительству. В обоих случаях коммерческий представитель - как поверенный, так и комиссионер - действуют не за свой счет, а за счет доверителя (коми­тента). Но есть и существенные различия. комиссионер, действуя по поручению комитента, вступает во взаимоотношения с третьим лицом от собственного имени. Именно он несет все права и обязанности по заключенному договору и отвечает за его неисполнение.

Полномочия комиссионера строго фиксируются в договоре. Если он их превысит, комитент вправе отказаться от признания за собой по­следствий сделки. При этом комиссионер будет нести ответственность по заключённой сделке самостоятельно, своими имущественными средствами. Отступить от указаний комитента комиссионер может в тех случаях, что и поверенный по договору поручения.

Если комиссионер не смог добиться установленной в договоре комиссии минимальной цены на товар, он обязан возместить разницу ко­митенту (исключение составляют лишь те случаи, когда продать имущество по назначенной цене не было возможности, и совершенная сделка предотвратила еще большие убытки комитента).

Комиссионное вознаграждение устанавливается в виде определен­ной процентной ставки от цены реализованной продукции, либо как разница (или часть разницы) между назначенной комитентом ценой и фактической, более высокой, по которой комиссионер совершил сдел­ку. Редко размер комиссионного вознаграждения фиксируется в дого­воре в абсолютной сумме. Но обязательно оговаривается, какие расхо­ды (по доставке груза, страхованию и т.п.) подлежат возмещению, а какие входят в общую сумму комиссионного вознаграждения.

Комиссионер может расторгнуть договор только при невозмож­ности его исполнения или при нарушении комитентом своих обяза­тельств. В договоре должны быть конкретно перечислены обстоя­тельства, которые освобождают комиссионера от ответственности.

А в каких случаях инициатором разрыва становится комитент? Приведем наиболее распространенные в коммерческой практике примеры:

несмотря на предупреждение комитента, комиссионер не выпол­нил какое-либо важное условие соглашения (например, в отношении платежей);

имущественное положение комиссионера существенно ухудшает­ся (над его имуществом объявлен конкурс);

деятельность комиссионера на договорной территории противоре­чит интересам комитента.

В течение определенного срока после заявления о расторжении договора комитент обязан распорядиться своим имуществом, находя­щимся у комиссионера. В противном случае комиссионер имеет право сдать его на хранение за счет комитента или продать по возможно бо­лее выгодной для комитента цене для покрытия своих расходов. Оста­ток суммы он обязан передать комитенту.

Основным содержанием договора экспедиции являются те полномочия, которые экспедитор получает от клиента на заключение договора перевозки груза, или на получение груза, прибывшего в пункт назначения, для передачи его клиенту или для переотправки в другой пункт, названный клиентом. Если договор экспедиции заключается в форме договора поручения, то экспедитор действует по доверенности клиента. Если договор экспедиции заключается в форме договора комиссии, то экспедитор действует за счет клиента, но от своего имени. При этом он является отправителем, хотя в перевозочном документе указано, что он действует «по поручению клиента» (а не по доверенности или полномочию), или получателем, хотя бы в перевозочном документе и было указано, что он должен принять от перевозчика груз для передачи своему клиенту.

Экспедитор – любое юридическое или физическое лицо, взявшее на себя обязательство за определенное вознаграждение, выплачиваемое за счет грузовладельцев по договору на перевозку грузов выполнять или организовывать выполнение определенных договором экспедирования услуг, связанных с доставкой груза от отправителя до получателя.

Грузовладелец (клиент) – юридическое или физическое лицо, по поручению или по договору с которым и за его счет экспедитор выполняет предусмотренные договором (поручением) экспедиторского обслуживания различного рода операции по обеспечению доставки грузов получателям.

Транспортно-экспедиционное обслуживание, как самостоятельный вид деятельности при осуществлении перевозочного процесса, должно обеспечить снижение издержек по завозу-вывозу грузов по сравнению с вариантом самостоятельного выполнения этих операций самим грузовладельцем.

Традиционная функция экспедитора была внутренней. Его деятельность протекала в его собственной стране, где он мог быть нанят для выполнения экспортных и импортных формальностей по таможенной очистке грузов как таможенный брокер. Исходя из того, что традиционно экспорт грузов осуществлялся на условиях ФОБ, деятельность экспедитора стала называться «фобовским экспедированием».

В тех случаях, когда грузы следовали через данную страну в третью как транзитные, экспедиторы могли оказывать содействие в перегрузке груза из одних транспортных средств в другие. Это предполагает не только фрахтование следующих транспортных средств, но и физические действия по разгрузке и погрузке груза. Обычно, однако, эти физические действия осуществляются стивидорными компаниями, которые выступают как независимые контракторы, заключившие договор либо непосредственно с грузоотправителем, либо, чаще всего, через экспедитора, снова действующего в качестве агента.

Другая важная функция экспедиторов - организация хранения грузов на складах перед их отправкой на экспорт, а также хранение грузов в стране назначения. Традиционно хранение такого рода (в процессе транспортировки) осуществляется в портах отправления и назначения. В рамках этой функции экспедитор может управлять собственным складским хозяйством или действовать как агент в приобретении складских услуг от независимых контракторов. В некоторых случаях экспедиторы могут осуществлять совместную деятельность со складами для того чтобы обеспечить лучший контроль за грузами. Такая практика характерна прежде всего для аэропортов. В тех случаях, когда экспедиторы обладают собственными складами, их услуги могут перерастать в услуги по грузораспределению. Чаще всего они состоят в том, что получив указания от своего клиента (принципала), экспедитор направляет грузы со склада непосредственно индивидуальным покупателям.

Грузораспределение - это процесс, включающий комиссионирование грузов, хранение на складе готовой продукции поставщика или его агента, доставку продукции на склад потребителя в установленный срок. Комиссионирование, при более подробном рассмотрении, заключается в сортировке штучных грузов по наименованиям и типоразмерам, их комплектовании в соответствии с информацией о имеющихся заказах, выполнение других необходимых организационных и технических мероприятий, создающих основу для последующих логистических операций.

Перечислим услуги, оказываемые экспедитором как агентом:

· выбор наиболее рационального вида транспорта по скорости, удобству и стоимости перевозки груза (консультационная деятельность);

· доставка груза от склада отправителя до места погрузки в транспортное средство;

· укрупнение грузовых партий;

· заключение договора с перевозчиком на перевозку груза;

· оформление в таможенных и других организациях, а также в органах карантинного, санитарного, ветеринарного надзора соответствующих свидетельств и сертификатов и передача их транспортным организациям для приобщения к транспортным документам согласно действующим правилам;

· передача груза перевозчику или его агенту с оформлением документов на перевозку;

· организация погрузочно-разгрузочных работ в пунктах погрузки, выгрузки и перевалки;

· прием груза в пункте назначения от перевозчика и проверка числа мест, массы груза, состояния тары и упаковки, качества самого груза;

· оформление с представителями транспорта и получение от них актов об обнаруженных дефектах груза;

· доставка груза на склад получателя;

· производство расчетов с транспортными организациями за перевозку и перегрузку грузов;

· складирование и хранение грузов;

· рассортировка крупных партий грузов на более мелкие;

· маркировка или пере маркировка;

· упаковка или переупаковка;

· ремонт тары;

· сопровождение груза в процессе его транспортировки выделенным для этой цели проводником; и т.д.

Перечень транспортно-экспедиторских услуг может быть также классифицирован следующим образом.

Классификация экспедиторов как агентов:

· по сфере деятельности: внутренние и международные;

· по виду транспорта: железнодорожные, морские, в том числе портовые, автомобильные, авиационные и речные;

· по количеству используемых видов транспорта: осуществляющие простое экспедирование и комбинированное;

· по форме собственности: частные, государственные, смешанные.

В Европе экспедиторы в течение длительного времени работают как консолидаторы груза.

Консолидация груза означает следующее: экспедитор собирает несколько небольших грузовых отправок от определенного числа грузовладельцев на одну страну назначения. Эти отправки укладываются в одну транспортную единицу (контейнер, вагон). Далее экспедитор заключает договор перевозки данной транспортной единицы с соответствующим перевозчиком. В стране

назначения транспортная единица расформировывается, а отдельные грузовые отправки доставляются конкретным грузополучателям. Такая услуга требует кооперации экспедиторов в разных странах или, как альтернатива, создания экспедитором - консолидатором своих дочерних компаний в странах назначения, на которые он организует перевозки грузов.

Как правило, экспедиторы идут по первому пути. Второй путь могут себе позволить только крупные компании. Ясно, что услуги по консолидации перемещают экспедитора из класса агентов в класс договорных перевозчиков.

Классификация экспедиторских функций относительно перевозочного процесса:

· только агентские действия от имени, по поручению и за счет грузовладельца или, реже, представление интересов перевозчика;

· деятельность в качестве договорного перевозчика с принятием ответственности за перевозку груза, которая самим экспедитором не выполняется;

· деятельность в качестве фактического перевозчика.

Экспедитор, выполняющий функции договорного или фактического перевозчика, из агента превращается по юридическим нормам ряда стран в принципала. Он является самостоятельной стороной договора перевозки. Заключая договор перевозки с грузоотправителем, он выступает как перевозчик; Заключая договор перевозки с фактическим перевозчиком, он выступает как грузоотправитель.

Если привязываться к морским перевозкам, то экспедиторы, действующие описанным выше образом, приобретают статус «Не оперирующий судами общественный перевозчик» (NVOCC). Этот термин закреплен в американском законодательстве, но в последнее время он стал все шире использоваться для описания деятельности экспедиторов в других странах.

Ключевой характеристикой общественного перевозчика является то, что он предлагает свои услуги для широкой публики как лицо, оказывающее услуги по перевозке за плату. «Предлагающий» означает, что его услуги в целом доступны каждому, кто желает нанять перевозчика, и не ограничиваются грузами особой партии или партий. Уместным критерием для этого понятия является регулярность услуг, использование фиксированных мест приема грузов и публикация тарифа.

NVOCC означает общественного перевозчика, который не оперирует судами, выполняющими перевозку грузов морем, и является грузоотправителем в отношениях с морским общественным перевозчиком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: