Современная этикетная культура во многом определяется силой исторической инерции - зависит от того, из какой национальной традиции она вырастает, от конкретных условий формирования и функционирования данного общества, от развития в нем демократических институтов и т.д. В некоторых этнических группах еще явно сохраняются патриархальные формы особого уважения старших по возрасту людей, обычай гостеприимства, рыцарской чести, разнообразие приветствий и благопожеланий в зависимости от ситуаций, в которых возникает общение, сложные языковые, контактные и тематические табу. Что же касается урбанизированных форм жизни общества, то в них стандарты этикета сильно изменились, нивелировались и упростились, а в крайних случаях стали предметом отрицания.
Когда в 1922 г. Эмили Пост впервые приступила к созданию своей ставшей впоследствии знаменитой книги «Этикет: Голубая книга норм и правил поведения в обществе», она прекрасно понимала, что наступило время переоценки и переосмысления норм поведения. В этом поистине революционном труде она избавила существовавший ранее кодекс поведения от устаревшего духа догматизма и излишней консервативности, связала представление о хороших манерах с нравственно-этическими ценностями и сделала их принадлежностью не только избранного круга, но и всех без исключения слоев общества. Она впервые заговорила о том, что одной из характерных черт хорошего тона должны быть гибкость и динамичность, способность адаптироваться к разным временам, культурам и различным ситуациям.
|
|
Характерной приметой XXI века является:
· естественное и непринужденное отношение к действительности, будь то манера общения или умение одеваться;
· углубляются различия между каждодневным этикетом и этикетом «торжественных случаев»;
· под влиянием феминистских аргументов постепенно вымываются многие этикетные правила галантного века;
· демократичность проявляется в том, что его правила в наибольшей степени призваны утвердить такие общие нравственные принципы, как равенство, безусловное уважение достоинства личности, права человека.
Правда, иногда кажется, что в современном обществе царит принцип «допустимо и приемлемо все». Используем цитату Земляного Н.Н.: «… радикально изменяется онтология … общежительного бытия, меняются или перефункционируются ее фундаментальные категории (право на честь сменяется "правом на бесчестье"; великосветский салон, прием или раут с избранной публикой сменяются "тусовками" с их вавилонским столпотворением и политическим свальным грехом; в качестве героев "светской жизни" выступают персонажи, которых в "приличном обществе", не говоря уже о свете, дальше передней не пускали - в "лучших домах Лондона": разгребатели грязи из СМИ, вышедшие в тираж демократы и неизвестно кого защищающие правозащитники, певцы экскрементов, выдающие себя за постмодернистов, и зашибающие на этом деньгу продвинутые издатели, порхающие из одной постели в другую, из одного сериала в другой актеры и актерки, певицы без голоса, но со спонсором, политики-шоумены и шоумены-политики, - имя им легион)».
|
|
(Многие люди обеспокоены снижением уровня благовоспитанности в обществе в целом. Так, по итогам проведенного в 2002 г. в США национального опроса общественного мнения (Центр по социальным исследованиям) был представлен доклад «Ухудшение ситуации – отчет о распространенности грубости в американском обществе». В ходе опроса 79% американцев убеждены, что «отсутствие уважения и вежливости представляет собой серьезную социальную проблему», 41% опрошенных признались, что «сами допускали грубость и неуважение по отношению к окружающим»).
Несоблюдение требований этикета в повседневной жизни, сознательное и бессознательное унижение человеческого достоинства в различных сферах общения приводит к негативным последствиям не только нравственного, но и чисто практического характера:
- в сфере массовых контактов возникают бессмысленные недоразумения, конфликты, ссоры, проявления болезненной раздражительности;
- в научных дискуссиях — становится невозможным достигнуть взаимопонимания, добиться конструктивных результатов;
- во взаимоотношениях между руководством и подчиненными — облегчаются возможности «превращать» исполнение общественных функций в личный инструмент своеволия и т.д.;
- в повседневной жизни грубость, неумение, неспособность или нежелание считаться с человеческим присутствием других ухудшает самочувствие людей, психологический климат их бытия, истощает нервную систему, отрицательно влияет на результаты трудовой деятельности.
Краткий обзор основных исторических этапов развития форм и функций этикета не претендует, разумеется, на большие, глобальные выводы. Но он не будет совсем бесполезным, если хотя бы посеет сомнение в обоснованности привычных представлений о скромном месте этикета в жизни современного человека.