Государственные и муниципальные заимствования являются главным способом покрытия бюджетного дефицита. Представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму заимствования.
Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами.
В зависимости от субъекта, осуществляющее привлечение средств, в России, например, заимствования подразделяются на государственные заимствования РФ, государственные заимствования субъектов РФ и муниципальные заимствования.
Государственные и муниципальные заимствования могут быть внутренними и внешними. Внутренние заимствования проводятся в национальной валюте, внешние - осуществляются в иностранных валютах. При этом в России право внешних заимствований закреплено за РФ, а внутренние заимствования могут проводить органы государственной власти и органы местного самоуправления.
|
|
Пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете. Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.
Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. При этом в этих правовых актах должны быть также указаны предельные объемы обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами.
Программа государственных внешних заимствований РФ представляет собой перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.
В программе по финансовым заимствованиям указываются: источник привлечения, сумма заимствования, срок погашения.
В программе по целевым иностранным заимствованиям указываются: конечный получатель, цель заимствования и направления использования, источник заимствования, сумма заимствования, срок погашения, гарантии третьих лиц.
В программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований указываются виды и общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.
|
|
Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков.
По отношению к вторичному рынку займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на вторичном рынке; нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке.
По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).
В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, они подразделяются на государственные займы РФ, государственные займы субъекта РФ и муниципальные займы.
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:
1. процентные, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала.
2. дисконтные, доход по которым составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций.
3. выигрышные, доход по которым инвесторы получают в форме выигрышей в момент погашения ценной бумаги. Доход выплачивается не по всем ценным бумагам, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.
4. индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения.
По направлениям использования заемных средств - займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов.