Сметно-бюджетное финансирование

Понятие и классификация доходов бюджетов РФ

Понятие и классификация расходов бюджетов РФ

Понятие и состав бюджетной системы Российской Федерации

В соответствии с БК РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. На данный момент в РФ: республиканские бюджеты в составе РФ, краевые и областные бюджетоы, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение финансового года. В России финансовый год совпадает с календарным годом.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В БК РФ дано определение консолидированного бюджета как свода бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет не утверждается законодательными органами власти. Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального бюджета.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ образует понятие «консолидированный бюджет РФ».


Бюджетный кодекс РФ выделяет формы расходов бюджета.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

1. ассигнований на содержание бюджетных учреждений (бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;

2. средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3. трансфертов населению (это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

4. ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

5. ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

6. бюджетных кредитов юридическим лицам (бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах);

7. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

8. инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

9. межбюджетных трансфертов (межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации);

10. кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

11. кредитов иностранным государствам;

12. средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Доходы и расходы бюджета находят свое отражение в бюджетной росписи.

Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета. В случае равенства расходов доходам бюджет считается сбалансированным.


Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

4. иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

1. финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе;

субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

2. субвенций из Федерального фонда компенсаций или из региональных фондов компенсаций;

субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

3. субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

4. безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований;

5. иных безвозмездных и безвозвратных перечислений.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Доходы и расходы бюджета находят свое отражение в бюджетной росписи.

Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета. В случае равенства расходов доходам бюджет считается сбалансированным.


Сметно-бюджетное финансирование - безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. В РФ на сметно-бюджетном финансировании находятся:

- учреждения социальной сферы;

- образовательные учреждения;

- учреждения охраны здоровья и физической культуры;

- учреждения культуры.

Смета - финансовый план организаций и учреждений, получающих денежные средства из соответствующего бюджета для производства расходов, обеспечивающих их функционирование. Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря. Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня для выполнения стоящих перед ними задач.

Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные. Утверждаются сметы и на централизованно проводимые мероприятия. Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами, ведомствами или департаментами, отделами органов местного самоуправления в сводные, которые включаются в соответствующий бюджет.

Структура сметы. Она состоит из трёх частей:

1. Реквизиты учреждений - если оформлена не по правилам будет считаться не действительной - включает в себя: название учреждения; адрес; вид бюджета, с которого производится перечисление; общая сумма расходов по статьям имеющим целевое значение.
2. Отражает показатели оперативного плана - базируется на показателях норм расходов (величина затрат на расчётную сумму).

3. Расчёты и обоснования по каждой статье расходов (доказывается).

Смета состоит из статей. Статьи сметы имеют предметно-целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения.

Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Это правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины и из природы самого бюджета, имеющего силу закона. Статьи расходов составляются на основе норм расходов.
Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям. Нормы расходов подразделяются по ряду оснований на: обязательные (штаты и ставки заработной платы; расходы на командировки, питание, медикаменты - не подлежат изменению) и необязательные (расходы на содержание зданий, сооружений; затраты на освещение, отопление - изменяются и применяются в зависимости от конкретной ситуации).

Все нормы и нормативы подразделяются на:

а) Обязательные нормы (не могут изменяться).

б) Факультативные нормы (могут изменяться в зависимости от условий учредительной организации).

в) Моральные нормы - количество необходимого оборудования на единицу затрат.

г) Финансовые нормы - денежное выражение материальных ресурсов — во что это всё это вытекает.

д) Текущие.

е) Индивидуальные нормативы - затраты на одну цель.

ж) Комбинированные нормативы - затраты на неопределённые (множественные) цели.


07. Федеральный бюджет Российской федерации

Основные функции управления государством возложены на цен­тральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий фор­мируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распреде­ления и перераспределения ВВП и созданного НД страны между отраслями народного хозяйства, регионами и со­циальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управле­ния, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицирован­ных специалистов.

Средства федерального бюджета — главный источник финанси­рования структурной перестройки экономики, конверсии предпри­ятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Основные налоговые доходы федерального бюджета.

В феде­ральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих фе­деральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специаль­ными налоговыми режимами:

• налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет;

• налога на добавленную стоимость;

• акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;

• единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральныйбюджет.

· и т.д..

Основные неналоговые доходы федерального бюджета.

• таможенные пошлины и таможенные сборы

• платежи за пользование лесным фондом в части минималь­ных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню,

• птата за пользование водными объектами

• плата за негативное воздействие на окружающую среду

В доходы федерального бюджета поступают:

• прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установлен­ным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы федерального бюджета.

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефеде­ральных интересах;

национальная оборона и обеспечение безопасности государ­ства, осуществление конверсии оборонных отраслей про­мышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

исследование и использование космического пространства;

обслуживание и погашение государственного долга РФ;

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы:

Федеральный бюджет является важным инструментом межре­гионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой под­держки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделя­ются дотации и субвенции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: