Типы финансовой политики

Понятие, содержание и цель финансовой политики государства

Успешное функционирование экономики во многом определяется эффективностью выполнения государством возложенных на него функций. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой политики государства.

Финансовая политика представляет собой совокупность мер государства с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

По мнению ряда авторов, Ковалева В.В., Белозерова С.А. и других, под понятием финансовой политики нельзя буквально понимать определенную деятельность государственных органов власти для выполнения своих функций. Такая трактовка неизбежно ведет к конфликту интересов государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Например, многими специалистами, включая представителей орга­нов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффектив­ность существовавшей налоговой системы. Тем не менее, она долго оставалась без измене­ния. Проводимая же в настоящее время реформа налоговой системы, по большому счету, не меняет ее сущности. В данном случае государственная финансовая политика трансформировалась в финансовую политику отдельной группы лиц, которую активно проводят в жизнь соответствующие органы государственной власти.

Другой пример - из области взаимоотношений государства и на­емных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный раз­мер оплаты труда используется преимущественно как норма­тив при установлении государством штрафов, и никоим образом не увязан с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регули­рования доходов населения способствовало огромной дифференциа­ции в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низко­оплачиваемыми категориями наемных работников.

Из изложенного выше можно сделать следующие выво­ды.

Во-первых, государственная финансовая политика должна высту­пать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов вла­сти, преследующих собственные интересы.

Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений. В то же время приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансо­вой политики на текущий год и перспективу.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структур­ных элементах, к которым относятся:

1. выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Осуществляется с целью выявления потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъ­ем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую финансовую политику. Например, в условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спро­са населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня без­работицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономичес­кого цикла государство использует стабилизационную финансо­вую политику, которая связана со стимулированием деловой ак­тивности субъектов хозяйствования. Стабилизационная финансовая политика подразумевает снижение налогов и увеличение государственных расходов на поддержку стратегичес­ки и социально значимых отраслей экономики. Противоположный пример, на стадиях экономического оживления и подъема повышает­ся деловая активность субъектов хозяйствования, растет реаль­ный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживаю­щий характер, что предполагает снижение государственных рас­ходов и усиле­ние налогового бремени.

2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, например, выделение в составе эконо­мики приоритетных отраслей, определение условий развития социальной сферы, определение состава полномочий государственных и му­ниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценка внутреннего и международного положения государства.

3. разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу. Предполагает выработку путей реше­ния поставленных целей задач. Например, если задачей государства яв­ляется снижение объема государственного долга РФ, то должны быть определены возможные пути реализа­ции этой задачи. Такие как, досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга.

По временному критерию финансовую политику можно подразделить на:

Финансовую стратегию включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. Например, проведение различных реформ.

Фи­нансовую тактику объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономи­ческого развития и должны быть реализованы в конкретном фи­нансовом периоде. Примером финансовой тактики являются сни­жение ставок налогов (НДС, ЕСН), упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адрес­ных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, ма­лообеспеченным слоям населения.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.


Развитие государства связано с изменением финансовой политики. В настоящее время выделяют три основных типа финансовой политики:

Классическая - такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723-1790) и Д. Риккардо (1772-1823) и их последователей.

Основные ее направления: невмешательство государство в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов.

Регулирующая. В ее основу была положена экономическая теория английского экономиста ДЖ. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Данный тип финансовой политики характеризовался вмешательством государства в развитие экономики. Финансовая политика стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику страны являются государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Система управления финансами состоит из нескольких самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

Планово-директивная финансовая политика - применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основана на государственной собственности на средства производства. Плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни. Цель финансовой политики в этих условиях - это обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: