Управление формированием финансовых ресурсов, основного и оборотного капитала малых предприятий

Во время изучения темы необходимо помнить, что финансовые ресурсы малых предприятий преимущественно формируются за счет собственных источников (прибыли, амортизационных отчислений).

Размер и степень использования финансовых ресурсов малых предприятий определяются разными внешними и внутренними факторами. К внешним принадлежат: общая экономическая ситуация в Украине, уровень инфляции, уровень налогообложения, уровень процентных ставок за пользование кредитом, конкуренция на рынке и тому подобное. К внутренним факторам принадлежат: организационно-техническое оснащение малого предприятия, уровень организации производства и финансово-экономическая производительность, которая объединяет такие показатели: объем выпущенной продукции, ее конкурентоспособность, структура финансовых ресурсов, размер внутренних источников формирования финансовых ресурсов, финансовое состояние малого предприятия.

Следует отметить, что, создавая малое предприятие, необходимо выяснить оптимальный размер первоначального капитала. Первоначальный капитал определяется во время составления балансового отчета на день открытия бизнеса.

Сначала определяется сумма денежных средств, которую нужно иметь в обращении. Она вычисляется по формуле:

где Пг — потребность в наличных средствах;

Сп — полная себестоимость производимой продукции;

А — сумма начисленной амортизации;

К — количество оборотов оборотных средств.

Балансовый отчет дает возможность определить возможность владельца открыть малый бизнес.

Используя данные балансового отчета, определяют три коэффициента: абсолютной ликвидности, текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами.

Структура баланса малого предприятия считается удовлетворительной, если фактические значения приведенных коэффициентов превышают оптимальные значения. Если один из трех коэффициентов имеет значение ниже оптимального, то структура баланса считается неудовлетворительной и нужно ее пересматривать.

Состав финансовых ресурсов малых предприятий ограничен, поскольку в их формировании не принимают участия ценные бумаги и, прежде всего, акции: как правило, у малых предприятий внешним источником формирования финансовых ресурсов является только кредиторская задолженность. Малые предприятия могут привлекать кредиты коммерческих банков. Но для получения кредита предприниматель должен иметь соответствующее обеспечение возвращения этого кредита, которое не всегда есть в распоряжении малого предприятия. Малое предприятие может обратиться за займом в фонд поддержки предпринимательства, который выдает кредит под процентные ставки, значительно более низкие, чем процентные ставки коммерческих банков. Но фонд поддержки малого бизнеса не имеет в своем распоряжении значительной суммы денежных средств. Малые предприятия могут привлечь иностранный капитал несколькими методами. Во-первых, на партнерских принципах для совместной работы. Но не всегда и не каждая иностранная фирма дает согласие на совместную работу. Прежде всего, иностранные фирмы обращают внимание на прочность малого предприятия, его финансовое состояние, надежность обеспечения работой и другие компоненты. С другой стороны наши бизнесмены не имеют достаточной информации об иностранных фирмах. Во-вторых, продажа акционерного капитала путем выпуска привилегированных акций. Привилегированные акции могут быть распространены между основателями предприятия. Этот метод исключает опасность для предпринимателя привлечь нежелательных партнеров.

Формирование основных средств малых предприятий находится в затруднительном состоянии в связи с нехваткой средств на их приобретение. Наиболее приемлемой формой финансирования основных средств малых предприятий является приобретение их в рассрочку. Сущность такого приобретения основных средств заключается в том, что малое предприятие сначала частично оплачивает стоимость основных средств, а остальная стоимость основных средств вместе с процентами платится ежемесячно в установленный по договоренности срок. Приобретение основных средств в рассрочку является доступной формой финансовых отношений для малых предприятий. При этих условиях основные средства не передаются во владение малому предприятию до полной уплаты их стоимости.

Второй вариант финансирования основных средств малых предприятий — это аренда или финансовый лизинг. Этот вариант аналогичен приобретению основных средств в рассрочку. В таком случае платится аванс (как правило, в размере трехмесячной арендной платы) и основные средства предоставляются в аренду малому предприятию, которое потом осуществляет оплату стоимости основных средств ежемесячно или ежеквартально.

Следует отметить, если в аренду предоставляется государственное имущество, то годовая плата за аренду согласно с действующим законодательством не может превышать 10 % стоимости арендованного имущества (п. 1).

Для малых предприятий аренда связана с трудностями, поскольку арендодатель требует надлежащего обеспечения арендованных основных средств.

Финансовый лизинг предусматривает выплату арендатором на протяжении действия договора сумм, которые покрывают полную стоимость основных средств, амортизации, а также часть прибыли арендатора. По окончании срока действия договора арендатор должен выкупить основные средства по остаточной стоимости.

Преимущества лизинга заключаются в том, что лизинг дает возможность малому предприятию получить основные средства и начать их эксплуатацию, не изымая деньги из обращения. Таким образом, лизинг — эффективный способ финансирования основных средств малых предприятий, которые не имеют в своем распоряжении необходимых денежных средств для капитальных заключений в оснащение производства. Важно подчеркнуть, что основные средства на протяжении срока действия договора находятся на балансе лизинговой фирмы, а платежи, которые платятся ей, засчитываются к валовым расходам малого предприятия и соответственно уменьшается сумма, которая облагается налогом. Недостатки лизинга — он не создает права собственности; его стоимость может быть большей стоимости кредита на приобретение оборудования.

Малое предприятие может также арендовать основные средства на контрактной основе. При таких условиях малое предприятие использует основные средства с минимальными расходами, поскольку их ремонт и обслуживание осуществляется за счет средств арендодателя.

Преимущество арендного метода финансирования основных средств заключается в том, что такое финансирование можно получать от нескольких поставщиков, что уменьшает долю задолженности перед кредитором. Кроме того, в случае банкротства малого предприятия кредиторы сохраняют свое имущество и его стоимость, поскольку оно передано в аренду.

Финансирование основных средств малых предприятий на основе арендного метода может осуществляться по таким принципам.

Во-первых, на паевых принципах, то есть кредитор требует от малого предприятия оплатить определенную сумму денежных средств.

Во-вторых, в случае неплатежеспособности малого предприятия на протяжении определенного периода кредитор, в частности Фонд государственного имущества, имеет право перепродать основные средства другому покупателю. Но такие условия должны быть оговорены договором аренды между малым предприятием и Фондом государственного имущества.

В-третьих, во время заключения договора аренды устанавливается полезный срок эксплуатации основных средств, которая дает возможность определить срок уплаты стоимости основных средств и сумму остаточной стоимости этих средств до конца срока договора. По этой остаточной сумме стоимости основные средства могут переходить в собственность малого предприятия.

Один из приемлемых вариантов финансирования оборотных активов для малых предприятий — факторинговые операции.

Факторинг можно определить как деятельность факторинговой фирмы или факторингового отделения коммерческого банка относительно взыскания денежных средств с должника своего клиента и управление его долговыми требованиями.

Факторинг особенно эффективен для предприятий малого бизнеса как форма финансирования оборотных активов. Он дает возможность работникам сконцентрировать внимание на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускорении получения платежей за отгруженную продукцию, гарантирует полное погашение задолженности, снижает расходы на реализацию продукции.

Использование факторинга гарантирует оплату отгруженной продукции, лишает поставщиков необходимости брать дополнительные слишком дорогие кредиты коммерческого банка. Все это благоприятно влияет на финансовое состояние малого предприятия.

Расходы на услуги коммерческих банков за факторинговые операции могут быть разными:

1) уплата авансами процентов;

2) применение овердрафта, то есть кредитование дебетового сальдо текущего счета малого предприятия;

3) уплата комиссионных вознаграждений из дохода после продажи продукции.

Второй вариант финансирования оборотных активов — дисконтирование счетов-фактур малых предприятий, то есть счета-фактуры продаются коммерческому банку с оговоренной скидкой. Дисконтирование отличается от факторинговых операций тем, что коммерческий банк проценты за услуги не получает, а на сумму дисконта уменьшает стоимость продукции, которая отмечена в платежных документах, которые принимает банк для уплаты за малое предприятие.

Для финансирования оборотного капитала может использоваться товарный кредит, который предоставляется поставщиком. Это важный источник краткосрочного кредитования оборотных активов малого предприятия. Согласие предоставить такой кредит зависит от финансовой стойкости малого предприятия. Поставщики материальных ценностей, как правило, предоставляют такой кредит на срок движения платежных документов от поставщика к покупателю и назад, то есть кредит под расчетные документы. Но в условиях инфляции поставщики требуют предварительной оплаты или расчетов наличностью.

Для финансирования оборотных активов может применяться продажа материальных ценностей в рассрочку, но с выплатой процентов, которые превышают уровень инфляции. Срок такого кредита зависит от значительного количества факторов, в частности вида малого предприятия, его финансового состояния, партнерских отношений, авторитета самого руководителя, рынка сбыта продукции и тому подобное.

Одним из видов оборотных активов малого предприятия являются денежные средства, которые нуждаются в контроле и регулировании их движения. Если малое предприятие имеет на текущем счете значительное количество денежных средств, то оно теряет часть прибыли, которую могло получить за период их инвестирования.

Одним из методов контроля за состоянием наличности есть определение коэффициента соотношения наличности к общей сумме оборотных активов по такой формуле:

где КГ — коэффициент наличных средств;

ГК — денежные средства на текущем, валютном счетах, в кассе предприятия;

Оа — общая сумма оборотных активов.

Пример: Состоянием на первое января в соответствии с балансом малого предприятия сумма его денежных средств составляет 16,5 тыс. грн, общая сумма оборотных активов — 322,6 тыс. грн. Определяем коэффициент наличных средств:

где В — выручка от реализации продукции.

Приведенный коэффициент характеризует скорость оборота денежных средств. Высокий показатель оборота денежных средств свидетельствует об эффективности их использования. Увеличение скорости оборота денежных средств дает возможность расширять производство и ведет к увеличению оборотного капитала. Это сокращает расходы обращения и увеличивает прибыль. Отсюда ускорение оборотности денежных средств дает возможность получить дополнительную прибыль.

В процессе хозяйственной деятельности возникает дебиторская задолженность. Чем она больше, тем меньше денежных средств поступают на текущий счет малого предприятия.

Учитывая это, финансовый менеджер должен уметь управлять дебиторской задолженностью.

Во-первых, необходимо определить сроки и сумму просроченной дебиторской задолженности, которая зависит от длительности производственного цикла предприятия-покупателя, поскольку, чем продолжительней цикл производства, тем продолжительней и срок погашения задолженности этими предприятиями.

Во-вторых, периодически следует пересматривать предельную сумму отгрузки продукции покупателям, учитывая их реальное финансовое состояние.

В-третьих, покупателям за досрочную оплату платежных документов предоставлять скидку.

С целью улучшения состояния дебиторской задолженности необходимо:

1. Систематически контролировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской создает угрозу финансовой устойчивости малого предприятия и нуждается в дополнительном привлечении денежных средств в обращение.

2. По возможности увеличивать количество покупателей с целью уменьшения риска неуплаты монопольным покупателем.

3. Своевременно контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: