Модели организации муниципальной власти

Классификация ОМС.

Лекция № от 18.10.2011.

Система органов МСУ.

В соответствии с действующим законом (в отличие от ФЗ 154) предприняты новые подходы к определению системы органов МСУ.

Конституция устанавливает, что структура определяется населением самостоятельно. Система органов определена ФЗ.

Система органов МСУ - единство сформированных по воле граждан, наделенных уставом и законом собственной компетенцией органов МСУ.

Европейская хартия предусматривает в обязательном порядке наличие выборного представительного органа, при котором может быть сформирован исполнительный комитет. ФЗ 154 устанавливает, что обязательно создаются выборные представительные органы, а иные создаются в соответствии с уставом.

ФЗ 131 определяет: структуру органов МСУ составляют: представительный орган, глава МО, местная администрация. Данные органы являются обязательными, а также контрольный орган, иные органы МСУ, выборные и должностные лица создаются в соответствии с уставом МО.

Структура органов МСУ - перечень конкретных органов, а также их соотношение между собой (постановление КС от 27.01.99 №2П).

В качестве обязательных выделено три органа, иные органы носят факультативных характер. Структура органов МСУ может определяться населением на референдуме либо на сходе граждан, а также представительным органом МО в случаях:

1. Образования на межселенных территориях нового МО

2. Преобразование существующего МО.

Избирательная комиссия МО не является органом МСУ, это муниципальный орган, т.к. осуществляет организацию и проведение выборов в пределах МО, что не является вопросом местного значения.

Термин ОМС относится к числу конституционных. В соответствии со ст. 2 131 ФЗ - ОМС – это избираемые непосредственно населением или образуемым исполнительным ОМС, наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Признаки:

1. способ формирования органа.

2. компетенция.

1. По способу формирования

• Выборное.

• Образуемое представительным органом (глава МО, контрольный орган МО).

2. по обязательности наличия в МО

•Обязательные.

•Факультативные.

3.по субъектному составу

1. коллегиальные.

2. единоличные.

4. по назначению

• орган общей компетенции.

• орган специальной компетенции (служба местной администрации).

5.по содержанию

• представительные (учредительные и нормотворческие полномочия).

• исполнительные.

• иные органы (контрольный орган – контроль за деятельностью МС/У).

Принципы организации деятельности ОМС/У

  1. принцип обязательности.
  2. принцип выборности.
  3. представительный характер.
  4. принцип самостоятельности (наделение ОМС собственной компетенцией, т.е. определены предметы ведения и полномочия ОМС).
  5. принцип ответственности.
  6. принцип законности (ОМС должны соблюдать законодательство, с другой стороны оны должны добиваться исполнения закона другими субъектами МС/У, а также принимать муниципально - правовые акты, не противоречащие законодательству).
  7. принцип гласности.
  8. принцип коллегиальности (способ организации деятельности, с другой стороны способ принятия решения). Этот принцип реализуется ч/з кворум (нормативно установленное минимально необходимое число депутатов для рассмотрения и решения вопросов, устанавливается уставом и регламентом) и нормы голосования (минимальное число депутатов, голосующих за то/ иное решение, необходимое для его принятия).
  9. принцип взаимодействия м/у ОМС и ОГВ (делегирование отдельных государственных полномочий и т.п.).

В 1917 было 26 моделей.

Современное российское законодательство предусматривает 6 моделей (по 131 ФЗ).

Классификации моделей происходит исходя из:

1. Функциональной организации органов и должностных лиц

2. Способа их образования.

Модели:

1. Глава муниципального образования и представительный орган избираются населением. Лава выступает одновременно высшим должностным лицом МО и главой местной администрации. Эта модель - самая распространенная на сегодня. Представительный орган выполняет нормотворческие функции, глава остается подотчетным представительному органу, он обладает правом вносить проекты в думу и налагать вето.

2. Глава МО избирается населением, но является одновременно = председателем представительного органа, тогда глава местной администрации – лицо, назначаемое по контракту. Глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу, взаимодействует с администрацией как официальный представитель местного сообщества. Сильная сторона данной модели состоит в попытке организационного соединения лидерских начал в управлении. Однако возможет конфликт главы администрации и главы МО.

3. Представляет собой разновидность второй модели с тем отличаем, что глава избирается из числа депутатов представительного органа, являясь председателем исполнительного органа, а глава местной администрации назначается по контракту. Глава подотчетен ПО как его председатель.

В первых 2 – х моделей работает правило «двух кресел». НО есть модели, где глава сидит «в трех креслах».

4. Представительный орган избирается населением. Глава МО независимо от способа избрания одновременно является. Такая модель действует в поселениях, где численность населения менее 1000 человек Расширением полномочий главой муниципального образования влечет расширение форм его отчетности – он подотчетен населению, представительному органу как глава администрации и как его руководитель.

5. представительный орган формируется в ходе непрямых выборов, состоит из глав поселений и депутатов представительных органов поселений. Глава избирается поселением, являясь председателем представительного органа и главой местной администрации. Данная модель действует в муниципальном районе, формирование представительного органа таким способом возможно не ранее чем ч/з 2 года после формирования ПО путем прямых выборов.

6. ПО отсутствует в МО, его полномочия осуществляет сход граждан, глава избирается населением и является главой местной администрации. Модель действует в поселениях, где численность населения менее 100 человек.

131 ФЗ определил порядок формирования органов, их полномочия, сроки деятельность, подотчетность, тем не менее, отдельные вопросы могут решаться уставами и законами субъектов, например, наименование органов определяется законами субъектов, требования к кандидатам на должность Сити менеджера законом субъекта и уставом, ОГВ могут участвовать в формировании должности Сити менеджера, при формировании конкурсной комиссии (городской округ, муниципальный район), а также органы гос. власти могут участвовать и инициировать досрочное прекращение контракта с Сити менеджером.

По инициативе главы субъекта возможно удаление главы МО, досрочное прекращение полномочий ПО и ведение внешнего управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: