Классификация ОМС.
Лекция № от 18.10.2011.
Система органов МСУ.
В соответствии с действующим законом (в отличие от ФЗ 154) предприняты новые подходы к определению системы органов МСУ.
Конституция устанавливает, что структура определяется населением самостоятельно. Система органов определена ФЗ.
Система органов МСУ - единство сформированных по воле граждан, наделенных уставом и законом собственной компетенцией органов МСУ.
Европейская хартия предусматривает в обязательном порядке наличие выборного представительного органа, при котором может быть сформирован исполнительный комитет. ФЗ 154 устанавливает, что обязательно создаются выборные представительные органы, а иные создаются в соответствии с уставом.
ФЗ 131 определяет: структуру органов МСУ составляют: представительный орган, глава МО, местная администрация. Данные органы являются обязательными, а также контрольный орган, иные органы МСУ, выборные и должностные лица создаются в соответствии с уставом МО.
|
|
Структура органов МСУ - перечень конкретных органов, а также их соотношение между собой (постановление КС от 27.01.99 №2П).
В качестве обязательных выделено три органа, иные органы носят факультативных характер. Структура органов МСУ может определяться населением на референдуме либо на сходе граждан, а также представительным органом МО в случаях:
1. Образования на межселенных территориях нового МО
2. Преобразование существующего МО.
Избирательная комиссия МО не является органом МСУ, это муниципальный орган, т.к. осуществляет организацию и проведение выборов в пределах МО, что не является вопросом местного значения.
Термин ОМС относится к числу конституционных. В соответствии со ст. 2 131 ФЗ - ОМС – это избираемые непосредственно населением или образуемым исполнительным ОМС, наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Признаки:
1. способ формирования органа.
2. компетенция.
1. По способу формирования
• Выборное.
• Образуемое представительным органом (глава МО, контрольный орган МО).
2. по обязательности наличия в МО
•Обязательные.
•Факультативные.
3.по субъектному составу
1. коллегиальные.
2. единоличные.
4. по назначению
• орган общей компетенции.
• орган специальной компетенции (служба местной администрации).
5.по содержанию
• представительные (учредительные и нормотворческие полномочия).
• исполнительные.
• иные органы (контрольный орган – контроль за деятельностью МС/У).
Принципы организации деятельности ОМС/У
- принцип обязательности.
- принцип выборности.
- представительный характер.
- принцип самостоятельности (наделение ОМС собственной компетенцией, т.е. определены предметы ведения и полномочия ОМС).
- принцип ответственности.
- принцип законности (ОМС должны соблюдать законодательство, с другой стороны оны должны добиваться исполнения закона другими субъектами МС/У, а также принимать муниципально - правовые акты, не противоречащие законодательству).
- принцип гласности.
- принцип коллегиальности (способ организации деятельности, с другой стороны способ принятия решения). Этот принцип реализуется ч/з кворум (нормативно установленное минимально необходимое число депутатов для рассмотрения и решения вопросов, устанавливается уставом и регламентом) и нормы голосования (минимальное число депутатов, голосующих за то/ иное решение, необходимое для его принятия).
- принцип взаимодействия м/у ОМС и ОГВ (делегирование отдельных государственных полномочий и т.п.).
В 1917 было 26 моделей.
|
|
Современное российское законодательство предусматривает 6 моделей (по 131 ФЗ).
Классификации моделей происходит исходя из:
1. Функциональной организации органов и должностных лиц
2. Способа их образования.
Модели:
1. Глава муниципального образования и представительный орган избираются населением. Лава выступает одновременно высшим должностным лицом МО и главой местной администрации. Эта модель - самая распространенная на сегодня. Представительный орган выполняет нормотворческие функции, глава остается подотчетным представительному органу, он обладает правом вносить проекты в думу и налагать вето.
2. Глава МО избирается населением, но является одновременно = председателем представительного органа, тогда глава местной администрации – лицо, назначаемое по контракту. Глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу, взаимодействует с администрацией как официальный представитель местного сообщества. Сильная сторона данной модели состоит в попытке организационного соединения лидерских начал в управлении. Однако возможет конфликт главы администрации и главы МО.
3. Представляет собой разновидность второй модели с тем отличаем, что глава избирается из числа депутатов представительного органа, являясь председателем исполнительного органа, а глава местной администрации назначается по контракту. Глава подотчетен ПО как его председатель.
В первых 2 – х моделей работает правило «двух кресел». НО есть модели, где глава сидит «в трех креслах».
4. Представительный орган избирается населением. Глава МО независимо от способа избрания одновременно является. Такая модель действует в поселениях, где численность населения менее 1000 человек Расширением полномочий главой муниципального образования влечет расширение форм его отчетности – он подотчетен населению, представительному органу как глава администрации и как его руководитель.
5. представительный орган формируется в ходе непрямых выборов, состоит из глав поселений и депутатов представительных органов поселений. Глава избирается поселением, являясь председателем представительного органа и главой местной администрации. Данная модель действует в муниципальном районе, формирование представительного органа таким способом возможно не ранее чем ч/з 2 года после формирования ПО путем прямых выборов.
6. ПО отсутствует в МО, его полномочия осуществляет сход граждан, глава избирается населением и является главой местной администрации. Модель действует в поселениях, где численность населения менее 100 человек.
131 ФЗ определил порядок формирования органов, их полномочия, сроки деятельность, подотчетность, тем не менее, отдельные вопросы могут решаться уставами и законами субъектов, например, наименование органов определяется законами субъектов, требования к кандидатам на должность Сити менеджера законом субъекта и уставом, ОГВ могут участвовать в формировании должности Сити менеджера, при формировании конкурсной комиссии (городской округ, муниципальный район), а также органы гос. власти могут участвовать и инициировать досрочное прекращение контракта с Сити менеджером.
|
|
По инициативе главы субъекта возможно удаление главы МО, досрочное прекращение полномочий ПО и ведение внешнего управления