double arrow

Тема: Экономическая составляющая мировой политики

I. Важнейшие подходы к мировой политической экономии

II. Основные проблемы международной политической экономии второй половины XX – начала XXI века.

Первые работы, которая показывает неразрывную связь политики и экономики в условиях глобализирующегося мира появились в начале 70-х гг. XX столетия. К числу специалистов в этой области знаний в первую очередь необходимо причислить Стрэнджа, Кохейна и Найя. Спецы также обращают внимание, что большую роль в развитии международной политической экономии сыграли книги Гилпина Г. И., которые вышли в свет в 1907 г. Например, «Политическая экономия в международных отношениях». Как и в любой другой области в международной политической экономии есть свои теоретические школы и свои подходы. Среди множества школ и подходов обычно выделяют две наиболее распространённые:

1. Меркантилизм или государственно-центристский подход

2. Торговый или экономический либерализм

Представители современного меркантилизма как теории, школы и направления разделяют взгляды реалистов, согласно которым государство непременно должно защищать свои интересы в том числе и экономические интересы, кроме того приверженцы данной школы утверждают экономическая политика должна прежде всего ориентироваться на развитое государство. Доходы, полученные от экономической активности позволят государству больше тратить средств на военные нужды. Представители этой школы выступают за государственное регулирование экономической жизни, в том числе за активное вмешательство в рыночные процессы.

В современных условиях идеи меркантилизма активно приобретают форму неомеркантилизма. Центральным положением остаётся положение о том, что государство по-прежнему продолжает играть первостепенную роль в политико-экономической жизни. Вместе с тем в современных экономических реалиях роль золотых запасов не является такой весомой, как это было до недавнего времени и экономическая мощь государства в настоящее время не сводиться только к золоту.

Вместе с тем эта школа акцентирует своё внимание на различиях в экономических интересах различных государств и это различие появляется прежде всего в распределении между ними ресурсов и в объёмах полученного продукта. Неомеркантилисты также обращают особое внимание на роль конкуренции во взаимоотношениях государств, призывают к развитию и поддержки национального производства и на продвижении национальных товаров на мировой рынок. Для развития национального производства они предлагают ориентироваться на политику торгового протекционизма. Она предусматривает создание особых предпочтительных условий для одной или нескольких отраслей и защиту их от рыночных стихий. Причины по которым государства используют эту политику могут быть самыми различными это может быть результат лоббирования отдельных финансово-промышленных групп, стремление развивать отдельно взятую свою собственную отрасль экономики, которая неконкурентоспособна на мировом рынке. Реализация этой политики предполагает осуществление некоторых экономических мер. Как правило их делят на две группы:

a) Тарифные методы (таможенный тариф)

b) Нетарифные методы (квоты, субсидии и т. д.)

В большей степени сегодня национальные рынки защищают квоты. Они предусматривают сколько того или иного вида товаров в физическом или стоимостном выражении будет поставлено в страну. Но в крайнем своём выражении защиты национального рынка может осуществляться путём запрета на ввоз определённых товаров.

Импорт продукции может регулироваться государством и путём различных процедур связанных с сертификацией товаров. Ещё одни метод защиты внутреннего рынка это субсидирование, которые составляют сель/хоз продукцию. Некоторые государства, чтобы защитить свой рынок до недавнего времени предпочитали ориентировать на собственное производство. При ориентации на собственные ресурсы издержки на производство слишком высоки и такие страны не получают сравнительных преимуществ перед теми государствами, которые активно включились в мировое хозяйство, в мировое разделение труда.

Использование нетарифных методов, бесспорно имеет свои ограничения и эти ограничения, проявляются в том, что национальные экономики в результате использования этих методов не спешат с модернизацией и ещё больше отстают от мирового уровня. В целом же с любым инструментом экономической политики эффективность протекционистских методов зависит от того, насколько адекватно они применяются. Политика протекционизма может как способствовать развитию национальных отраслей, а могут и вести их к неконкурентоспособности и их фактическому вырождению.

Противоположность ему составляет экономический либерализм. Взгляды сторонников этого направления формировались на основе воззрений Адама Смита, Джона Милля и Давида Рикардо. Именно Смиту принадлежали идеи, согласно которым государство различаются по географическому положению, климатическим условиям, природным ресурсам, что во многом обеспечивает их преимущества. В последующем Рикардо разрабатывает теорию сравнительных преимуществ доказывает, что страна даже не имея явных преимуществ может получить выигрыш во внешней торговле, если будет специализироваться на экспорте тех товаров, в производстве которых она не отстаёт от других государств. Сторонники экономического либерализма в качестве основных участников экономической сферы рассматривают не государства, а компании частного сектора. Говоря о роли и месте государства в экономической жизни не обращают внимание на то, что государство не должно слишком активно вмешиваться в экономическую жизнь. Более того, государство должно устранять все экономические барьеры, которые препятствуют свободной торговле. В отличие от сторонников меркантилизма представители экономического либерализма обращают внимание не на конкуренцию государств, а напротив на наличие общих интересов, на необходимость сотрудничества в экономической сфере, на возможность получения взаимной выгоды.

Сторонники этого подхода исходят также из того, что получить выгоду от экономического сотрудничества государства могут также через международные институты и организации и в связи с этим представители экономического либерализма концентрируют своё внимание на исследование институтов и режимов, позволяющих государству добиваться своих целей. Ряд авторов выделяют ещё и третью школу:

3. Марксизм

Она основывается на первичности экономике по отношению к политике и делает акцент на взаимодействие в политико-экономической сфере не государств. В настоящее время это направление развивается главным образом в рамках неомарксизма.

Существует такое направление как:

4. теория общественного выбора.

Суть этого подхода заключается в том, что они обращают особое внимание на человеческое поведение и на роль внутриполитических факторов в экономическом поведении государств на мировой арене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: