Конкуренция. Достоинства и недостатки монополизации хозяйства

Достоинства и недостатки монополизации хозяйства.

Формы монополистических объединений

1. Картель — соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продук­ции и разделе рынков сбыта.

2 Синдикат — объединения с целью организации совместного сбыта продукции.

4.Трест — монополия, в которой объединяется и собственность, и про­изводство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

5Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входя­щих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

6.Конгломерат — объединения, основанные на проникновении круп­ных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и техноло­гической связи со сферой деятельности головной фирмы.

7.Консорнум - монополистические объединения, поглощающие разноотраслевые предприятия, чтобы избежать колебаний конъюнктуры рынка при кризисе.

Роль монополии в экономике двойственна. Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, а крупные масштабы произ­водства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект монополизма состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно- высокой у цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Особенности современной монополизации хозяйства:

- гигантское увеличение монополий и сокращение их доли в общем числе количества предприятий.

-сокращение числа конкурирующих предприятий (США XX в. 1600 автомобильных компаний, конец 80-х - 4, из которых 3 выпускают 93,9%)

-влияние НТР приводит к уменьшению эффективных размеров предприятия и к усилению конкуренции.

-межнациональный характер монополизации, усиления роли ТНК (1990г. на 600 ТНК в мире приходится от 20 до 25% чистой продукции).

-централизация капитала, сосредоточение его в одних странах. ВСША 1% населения владеет 50% Национального Богатства.

Конкуренция (латинского — сталкиваться)это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производ­ства, купли и продажи товаров.

Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений. Она вы­ступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товара­ми) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

Она может быть ценовой и неценовой.

Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет сни­жения издержек, или за счет уменьшения прибыли, что могут позво­лить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превос­ходству. Эти виды конкуренции детально исследованы Марксом.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свобод­ную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: сво­бодной конкуренции и несовершенной конкуренции. Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной конкурен­ции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:

- на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами;

- обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами;

- покупатели и продавцы имеют полную информацию об интере­сующих их продуктах;

- существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния.

Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влия­ет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монопо­листическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Несовершенная конкуренция в современном мире преобладает, ее особенности:

- конкуренция в условиях существования монополий

- конкуренция ведется за монополию рынка сбыта, источники сырья, результаты НТП, кредитные ресурсы, квалифицированную рабочую силу.

-конкуренция перемещается из сферы обращения в сферу производства, из отраслевого в межотраслевой уровень.

-расширяется арсенал средств борьбы. Три формы конкурентной борьбы - ценовая, неценовая, неэкономическая (не честная)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: