Анализ отчислений на счет обязательных резервов

Фонд обязательных резервов – часть привлеченных ресурсов коммерческих банков, которые депонируются в Национальном банке Республики Беларусь. Режим обязательных резервов впервые введен в США.

Целесообразность создания центральными банками стран этого фонда можно рассмотреть с различных позиций:

1) Резервирование части привлеченных коммерческим банком ресурсов в центральном банке является одним из основных экономических методов регулирования находящейся в обращении денежной массы. Изменяя нормы обязательных резервов центральный банк может оказывать влияние на ресурсные возможности банков для осуществления ими кредитных и других активных операций. При уменьшении нормы обязательных резервов у коммерческих банков в распоряжении остается больший объем привлеченных ресурсов и расширяются возможности предоставления кредитов в реальный сектор экономики. Увеличение нормы обязательных резервов приведет к сокращению кредитного потенциала банка.

2) Фонд обязательных резервов является своеобразным страховым резервом банков для обеспечения возможности своевременного выполнения перед клиентами обязательств по возврату ранее привлеченных денежных средств. Это обусловлено тем, что депонируемые в этом фонде средства не могут быть использованы банками в качестве кредитных ресурсов.

3) Депонирование части привлеченных банками ресурсов в центральном банке создает источники средств для рефинансирования банков. Создание обязательных резервов в мировой практике считается достаточно жестким инструментом денежно-кредитного регулирования, отличительными чертами которого являются отсутствие избирательности и воздействие на ликвидность всех банков. Обязательные резервы формируются банками Республики Беларусь по единым нормам установленным Национальным банком Республики Беларусь. Установление тех или иных норм резервов в значительной степени зависит от направлений денежно-кредитной политики на соответствующий период.

В мировой практике встречаются различные подходы при установлении норм обязательных резервов. Один из них заключается в дифференциации норм резервирования в зависимости от сроков, на которые были привлечены средства банками. При этом наиболее высокие нормы резервирования устанавливаются по остаткам средств по счетам до востребования и срочным обязательствам до 1 месяца. По обязательствам банка со сроками более 1 года резервирование может вообще не предусматриваться. Считается, что подобный вариант установления норм обязательных резервов должен стимулировать привлечение коммерческими банками ресурсов долгосрочного характера.

Другой подход, встречающийся в зарубежной банковской практике, предполагает установление единой нормы депонирования по всем видам привлеченных ресурсов.

Анализ отчислений на счет обязательных резервов проводится в следующей последовательности:

1 этап: Проводится анализ отчислений в обязательные резервы.

Расчет отчислений в обязательные резервы осуществляется с использованием следующей формулы:

где ПС- сумма привлеченных средств, участвующих в расчете обязательных резервов

- норма обязательных резервов в процентах.

Исходные и расчетные данные заносятся в таблицу, содержащую следующие показатели:

1. сумма привлеченных средств

2. норма обязательных резервов

3. сумма отчислений в обязательные резервы.

Если используются дифференцированные нормы резервирования по различным видам привлеченных ресурсов, то расчет суммы отчислений в обязательные резервы проводится по каждой группе отдельно и полученные итоги суммируются.

2 этап: Проводиться анализ отчислений банков во внутренние резервные фонды, для чего исходные данные заносятся в таблицу, содержащую следующие показатели:

1. Доход банка за отчетный период;

2. Отчисления в фонды:

- фонд страхования депозитов – 1% от суммы доходов;

- фонд страхования от банкротств – 1% от суммы доходов;

- отчисления в фонд компенсаций разниц в процентных ставках.

3 этап: Проводиться анализ норм обязательных резервов за рассматриваемый период и делаются выводы.

4 этап: Проводиться анализ относительных показателей, характеризующих состояние денежного обращения в стране:

- коэффициент отношения темпа роста привлеченных средств к темпам роста обязательных резервов;

- удельный вес внутренних резервных фондов в общем объеме привлеченных средств;

- удельный вес обязательных резервов в общем объеме привлеченных средств.

5 этап: Разрабатываются мероприятия по совершенствованию политики формирования резервных фондов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: