double arrow

Анализ выполнения обязательств перед клиентами по расчетному обслуживанию


В условиях перехода к рынку особое место среди банковских операций занимают услуги связанные с обслуживанием расчетов.

Особой простотой отличаются операции по взысканию сумм подлежащих к уплате по расчетным документам, если плательщик имеет счет в том же банке, что и получатель денег. В этом случае вся работа банка состоит в списании денег со счета должника и зачисление их на счет кредитора. Если же плательщик обслуживается в другом банке, то операции осложняются необходимостью предварительного получения денег от банка должника перед зачислением их на счет получателя. Поэтому в связи с большим объемом расчетных операций все банки оказываются связанными цепью взаимных обязательств по расчету своих клиентов.

Анализ выполнения обязательств перед клиентами по расчетному обслуживанию проводится в следующей последовательности:

1 этап.Проводится анализ операций по формам расчетов, применяемых в банке с клиентами в денежном выражении:

1)Платежные поручения;

2)Платежные требования – поручения;

3)Платежные требования;

4)Аккредитивная форма безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами: предполагает гарантирование банком плательщика оплаты поставляемых товаров или оказанных услуг;




5)Переводные операции банков, связанные с переводом средств по поручению клиентов из одного отделения банка в другое;

6)Клиринг: система безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств.

2 этап. Проводится анализ межбанковских операций в денежном выражении по следующим направлениям:

1)Операции с наличными кассовыми активами, связанные с получением наличности в Национальном банке;

2) Операции по централизированным и децентрализированным корреспондентским счетам;

3) Обязательные резервы коммерческих банков в Национальном банке;

4) Операции по предоставлению и получению межбанковских ссуд;

5) Операции по предоставлению и получению временной финансовой помощи от других банков.

3 этап. Проводится анализ средств банка на корреспондентских счетах по следующим показателям:

1) Собственные средства коммерческого банка:

- уставный фонд;

- резервный фонд;

- другие фонды.

2) Межбанковские кредиты;

3) Кассовые операции с Национальным банком страны.

Являясь разновидностью депозитного счета до востребования корреспондентский счет по существу выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия с учетом специфической деятельности банка. Необходимость в корреспондентских отношениях возникает в тех случаях, когда банк не может оказать какие-то услуги свом клиентам или когда другой банк может сделать это дешевле и быстрее. С учетом этого и подходят к выбору банков-корреспондентов. Наличие корреспондентских отношений ускоряет оборачиваемость услуг, улучшает результаты финансовой деятельности коммерческого банка.



При анализе межбанковских расчетов следует обратить внимание на то, что все банки должны вести свои расчеты в пределах кредитового сальдо на резервно–корреспондентском счете, т.е. за счет своих финансовых средств, реально существующих в момент совершения расчетной операции. Размеры кредитового сальдо должны соответствовать утвержденному Национальным банком нормативу резервных требований.

4 этап.Проводится анализ операций осуществляемых на счетах банка в денежном выражении по следующим направлениям:

1) Кредитно – расчетное, кассовое или иное обслуживание клиентов;

2) Операции по межбанковским займам и депозитам с ценными бумагами, кассовые операции с Национальным банком;

3) Собственно–хозяйственные операции банка.

5 этап.Разрабатываются мероприятия, направленные на совершенствование расчетного обслуживания клиентов.







Сейчас читают про: