double arrow

Критическая философия И. Канта

Социокультурные предпосылки формирования немецкой классической философии.

ПЛАН.

Демократические идеалы философии Просвещения.

Девиз эпохи – «СВОБОДА, БАВЕНСТВО И БРАТСТВО».

Эпоха Просвещения - это XVIII век в истории Европы, век утверждения капитализма и буржуазно-демократических идеалов. Сам термин «Просвещение» впервые употребили Вальтер и Гердер в 1784 году. Родиной Просвещения явилась Франция. Здесь капитализм достиг значительного развития. В промышленности мануфактуры становятся господствующей формой производства. Но их превращению в фабрики мешает полукрепостническая зависимость крестьянина, что и препятствует созданию рынка рабочей силы. Развитию производства мешает и феодальное наследственное право, религия. Буржуазии нужна земля и ее недра, которые находятся в собственности феодалов и церкви.

Отсюда - обострение и углубление конфликта между вырождающимся старым строем и зарождающимся новым классом - «третьим сословием», буржуазией. Этот конфликт во Франции приобретает такую остроту, какой он не имел ни в одной другой стране. Появляется плеяда мыслителей, выступающих с разоблачением существующих феодальных порядков, утверждающих, что все должно быть объяснено на основе разума, науки, выступающих против ограничения прав и свобод личности, за проведение реформ. Осуществление таких реформ они считали возможным путем просвещения народа.

Широко распространяются различные формы обучения - школы, академии, университеты. Происходит смена парадигмы (т.е. системы ценностей, принципов и норм) образования - с ориентации от библейской на научную картину природы, знание ее законов.

Можно выделить две ветви философии просвещения:

1. Гуманистическая. (Вольтер, Руссо)

2. Материалистическая (Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), Гельвеций (1715-1771), Ж. Ламетри (1709-1751).

классическая немецкая философия

  1. «Критическая философия И. Канта.
  2. Философия Гегеля.
  3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

1. Социокультурные предпосылки формирования немецкой классической философии.

Социокультурные основания философской мысли в Германии 18 - первой половины 19 века своеобразны и связаны с особенностями социальной и духовной жизни этой страны. Здесь господствовало феодальное производство с его натуральным хозяйством и остатками крепостничества, пестрой сословной структурой, территориальной раздробленностью. В результате 30-летней войны, завершившейся Вестфальским миром в 1648 г. Священная римская империя германского народа распалась на 296 самостоятельных карликовых государств с притязаниями друг к другу. Зарождавшаяся немецкая буржуазия не призывала к изменению существующего правопорядка, видя последствия гражданской войны во Франции. Но если для Франции характерны революционные преобразования в социальной сфере, то для Германии - в духовной.

Во второй половине XYIII в. в Германии возникает мощное литературно-общественное, культурно-просветительской движение «Буря и натиск», направленное против феодализма, деспотизма и произвола, лидерами которого были Лессинг (1729-1781), Гердер (1744-1803), Шиллер (1759-1805), Гете (1749-1832). Символом этого движения был Лаокоон - герой древнегреческого эпоса эпохи троянской войны, задушенный змеями вместе с двумя сыновьями за попытку спасти Трою вопреки воле богов и чья героическая борьба воспета в творчестве и античных, и европейских скульпторов, поэтов и художников. Вершиной духовной революции в Германии стала классическая немецкая философия.

Ее родоначальником являлся И. Кант (1724-1804).

(«Критика чистого разума», «Критика практического разума»)

В творчестве И. Ката выделяется два периода - докритический (до 70 –х г.г.) и критический. Для первого характерен материализм и диалектический подход к проблемам происхождения Солнечной системы («небулярная теория»), физики, биологии, антропологии. Во второй период Кант, начав с гносеологии, создает сложную онтологическую картину мира, гениально поставив ряд мировоззренческих проблем.

В теории познания Кант осуществляет своего рода переворот.

В противоположность предшественникам на первое место ставит не объект, воздействующий на органы чувств, а активный субъект, который благодаря своим познавательным способностям - чувствам, рассудку, воле не отражает объект, а творит, конструирует представления о нем и создает соответствующие теории.

Предметом теоретической философии, по мнению Канта, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Свой метод он называет критическим, в отличие от догматического метода рационализма 17 века.

Кант признает объективность внешнего мира, но считает, что познать можно лишь то, что лежит на поверхности - «вещь для нас», а сущность или «вещь в себе» непознаваема, т.е. стоит на позициях агностицизма.

Утверждая, что субъект познает только то, что сам творит, Кант вводит понятие о мире явлений и непознаваемом мире «вещей в себе». Между «вещами в себе» и явлениями сохраняется отношение причины и следствия: без «вещей в себе» не может быть и явлений. Мир «вещей в себе» - умопостигаемый мир, доступный лишь практическому разуму, ибо он полностью закрыт для чувственности.

Кантовское учение об активности человеческого сознания и диалектическом характере взаимодействия между субъектом и объектом, развивал дальше И. Г. Фихте (1762-1814) как взаимодействие между индивидуальным «Я» и мышлением человечества в целом. В учении Ф. Шеллинга (1775-1854) преодолевается их противопоставление и разрабатывается учение об их тождестве. «Абсолютное Я» у Шеллинга превращается в божественное начало мира, акты творения которым всего многообразия можно понять только гениям, обладающим особой формой познания - интеллектуальной интуицией.

3. Философия Гегеля. («Феноменология духа», «Логика»).

Гегель по своим философским взглядам типичный представитель объективного идеализма.

Опираясь на идеи предшественников, выдающийся немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) разрабатывает грандиозную онтологическую картину мира, в основе которой лежит деятельность Абсолютной идеи - мирового могучего сверхразума. Абсолютная идея проходит в своем развитии три стадии - бытие в своем собственном лоне, развертывание в природе и самопознание самой себя в человеческом обществе. В ходе этого развития формируются логика, естествознание, гуманитарное знание, все достижения культуры, цель которых - самопознание Абсолютной идеи. Высшей формой развития Абсолютной идеи является Абсолютный дух, под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества за тысячелетия его существования. Развитию нет конца, разве что с гибелью самого объекта.

Диалектический метод Гегеля явился великим приобретением человеческой мысли. Впервые в истории им были сформулированы основные законы и категории диалектики, как законы и закономерности развития Абсолютной идеи и мирового разума. Диалектика Гегеля явилась важнейшим теоретическим источником нового этапа в развитии философии - диалектического материализма.

Другим таким источником явился материализм видного немецкого философа Л. Фейербаха (1804-1872),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: