Развитие марксизма в России

Эволюция марксизма.

Первым русским марксистом является Г. В. Плеханов (1856 – 1918). («К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «К вопросу о роли личности в истории», «история русской общественной мысли»). Считал, что в философии марксизма социализм стал научной теорией. Созданная Плехановым модель исторического материализма существенно отличалась от марксистской. Склонялся к точке зрения, что движущей силой революции выступают не столько экономические, сколько нравственные отношения, вводимые в общество вождями народных масс.

Теоретические труды Плеханова по истории философии, социологии, эстетике оставили заметный след в дальнейшем развитии диалектико-материалистического учения.

Новый этап в истории марксизма в России связан с именем Вл. Ленина (1870 – 1924).

Ленин решительным образом выступал против догматизации марксизма, обожествления имен Маркса и Энгельса; он даже указывал на их ошибки.

Сфера его интересов – теория и практика политической деятельности, теория государственного устройства, революция как социальная технология. Ленин во многом воспринял «позднее» направление развития марксизма, где основными являются такие понятия, как «диктатура пролетариата», «разрушение старого общества», «уничтожение частной собственности», «революционное насилие», «завоевание власти» и т. д. Социальная философия приобретала откровенно политизированный характер, с ярко выраженной ориентацией на насилие как «повивальную бабку истории».

В области философии Ленин существенно обогатил концепцию материализма, обосновал теорию отражения, предпринял методологический анализ взаимосвязи естествознания и философии. Его интерес к проблемам диалектики был связан с практикой, политикой. Он доказывал, что практика выше теории и является критерием истины.

Следующий этап - это послеоктябрьский период, продолжавшийся до 90-х годов XX века. На этом этапе идея партийности философии получила дальнейшее развитие. Произошел полный отказ от творческого подхода, философия марксизма была превращена в догму - в сборник цитат. И это несмотря на то, что в науке произошли крупные открытия, многое изменилось и в жизни общества. Гонениям (под видом борьбы за чистоту марксистской философии) подвергаются теория относительности, генетика и кибернетика. Борьба против идеализма возводится в ранг государственной политики. Всякая попытка сказать свое слово рассматривается как ревизия марксизма. По существу, философская жизнь в стране замерла. Творческое учение превратилось в свою противоположность - в набор упрощенных, примитивных рассуждений, комментирующих мысли К. Маркса и Ф. Энгельса без учета новых условий. Монополия на философские высказывания была отдана отдельным личностям, выполнявшим социально-политический заказ.

В настоящее время существует множество версий марксизма. Среди них – классический марксизм основоположников Маркса и Энгельса, марксизм их соратников, ленинское толкование марксизма применительно к российской действительности и условиям революционного движения, сталинский вариант тоталитарной практики, социал-демократическая версия марксизма, современный неомарксизм франкфуртской школы, марксизм восточноевропейских стран, евромарксизм, марксизм латиноамериканских троцкистов, концепции маоизма или крестьянского марксизма, национального марксизма азиатского и африканского толка, кубинский марксизм, аналитический, структуралистский, постмодернистский марксизм и др.

Современный западный марксизм зафиксировал формальные изменения в теории. Это отказ от исследования экономических и политических структур, который сопровождался смещением центра тяжести европейского марксизма к философии. И как следствие – полное преобладание в западной традиции профессиональных философов и усиление академизма теории. Марксистская философия переместилась в университеты (профессорами были Лукач, Лефевр, Гольдманн, Корш, Маркузе, Адорно, Альтюссер и др.). Западный мир сосредоточился главным образом на анализе надстройки, на тех элементах, которые больше всего отдалены от экономического базиса. В фокусе – культура и искусство. Возобладали реформистские тенденции.

В целом же выводы современных обществоведов свидетельствуют, что содержание социалистической идеи в эпоху постиндустриальной цивилизации и единого информационного общества должны быть заново определены, ибо любая модель будущего должна основываться н гуманизме и справедливости, опираться на национальную культуру и традиции. При этом должен быть равноправный диалог с инакомыслящими, способность к самокритике, к саморазвитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: