Философский анализ политэкономии

Философская концепция Маркса.

Под влиянием философии Фейербаха сменил свою позицию на материалистическую и затем создал собственную философию диалектического материализма бывший малогегелианец К. Маркс (1818 – 1883). Совместно со своим другом и соратником Ф. Энгельсом (1820 – 1895) он разработал учение, которое означало конец прежней натурфилософии и определило новую, более высокую форму материализма. Возникнув в 40-х годах 19 века, марксизм явился выражением кризиса классического капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. Марксизм ознаменовал собой органическое соединение материализма и диалектики, становление материалистического понимания общества и истории, открыто провозгласил классовый характер теории, идеологии и революционной практики. Учение марксизма оказало огромное влияние на судьбы людей.

В ранних работах («Экономическо-философские рукописи», 1844 г.)

Маркс переосмыслил разработки Гегеля и Фейербаха по проблеме отчуждения, выявив их принципиальные недостатки. У Гегеля уничтожение отчуждения человека изображается как чисто духовный акт. Фейербах видел корень зла в религиозном отчуждении, которое Маркс счел вторичным, производным видом отчуждения. Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения человека, по Марксу, является экономическое отчуждение, или отчужденный труд.

Отчужденный труд (труд по принуждению) он рассматривает в четырех аспектах:

1. Исходный материал и продукты не принадлежат человеку, чужды ему;

2. Сам процесс трудовой деятельности для трудящегося принудителен;

3. Принудительный труд отнимает у людей «родовую жизнь», жизнь, соответствующую природе человека;

4. Принужденный труд порождает отчуждение между людьми, эксплуататорские социальные отношения.

Отчуждение при капитализме носит массовый характер: человек отчужден от результатов своего труда, от самого себя как человека, от природы и культуры. Социальный порядок тем более отчужден и подавляет человека, чем интенсивнее он трудится. Вывод из этого – преодолеть отчуждение можно только посредством уничтожения частной собственности, что возможно в связи с революционным преобразованием общества и самого человека. Анализ отчуждения труда предопределил обоснование материалистического понимания истории, раскрытие сущности капиталистического производства и частной собственности, товара и денег, капитала, рассмотрение коммунизма как средства возвращения человеку его подлинной сущности. Как современник бурных социальных потрясений, Маркс делает вывод, что революции и есть средство уничтожения эксплуатации человека.

Принципиальная новизна философии марксизма – человек не просто существует в природе, а практически ее преобразовывает, изменяясь в этом процессе и сам. Труд, практика первичны и исходны по отношению к духовному миру, культуре. Практика общественна, предметна, в нее включены все виды деятельности и сознания людей, в ней решаются все теоретические проблемы. При этом Маркс выявил важную закономерность: мировоззрение не творит и не создает, а только выражает бытие и через деятельность людей воздействует на жизнь, развивающуюся по собственным законам.

Общественное бытие определяет общественное сознание – один из тезисов марксизма. Люди должны есть, пить, одеваться и иметь жилье до того как заниматься искусством, политикой и т. д.

Материальное производство, обмен и распределение составляют основу любого общественного строя. Т. е. способ производства является определяющим. Исходя из этого, Маркс вводит понятие общественно-экономической формации и выделяет основные формации:

Первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Каждое общество с необходимостью переходит от одной формации к другой. Эта схема была выдвинута на основе глубинного анализа истории Западной Европы, особенно капитализма.

В структуре общественно-экономической формации выделяется базис (совокупность производственных отношений) и надстройка (идеологические, правовые, нравственные отношения, идеи, теории, организации и учреждения данного общества). Маркс формулирует закон об определяющей роли базиса по отношению к надстройке.

На основе материального производства выделяются большие группы людей, находящиеся в различном отношении к предметам, средствам и результатам труда – классы.

Принципы диалектического материализма:

Принцип материальности мира. Материя первична по отношению к сознанию, отражается в сознании и определяет сознание.

Принцип развития. Весь мир находится в постоянном развитии, источником которого является взаимодействие противоположностей в любой системе.

Принцип познаваемости мира. Мир познаваем. Мышление есть не только пассивное отражение мира, но и преобразование этого мира. Степень соответствия наших знаний определяется через практику. Практика как критерий истины, основа познавательного процесса.

Принцип преобразования мира. Механизмом социально-политических преобразований является революция, движущей силой – пролетариат.

Принцип единства и целостности мира.

Следует особо подчеркнуть, что ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс не считали, что их философия - нечто законченное, некая вершина в развитии философской мысли. Наоборот, они постоянно подчеркивали ее творческий характер, что новые достижения науки и практики в жизни социума потребуют новых оценок, новых выводов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: