Московский период

Следующий этап развития восточнославянской философской мысли связан со становлением Москвы как центра формирующегося государства.

После разгрома татаро-монгольских орд возникла проблема объединения княжеств в единое могучее государство, способное противостоять многочисленным врагам как с востока, так и с запада.

В этот период значительную роль в системе управления играли дьяки. Именно в этой среде и зародились реформационно-гуманистические идеи. Дьяк Федор Курицын и люди его круга создавали и распространяли светские повести и сборники, в которых проповедовали мысли о самоценности личности человека, отвергали официальную церковь и осуждали ее земельные богатства.

Тонкая, скрытная, но настойчиво проводимая Иваном III политика укрепления позиций Московской Руси нашла свое отражение в идее «богоизбранности» Руси, которая была сформулирована псковским церковником Филофеем: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть».

Максим Грек (1470-1555) - крупнейший мыслитель русского средневековья, своим творчеством как бы завершает первый этап развития восточнославянской философии и закладывает основы для философии 17-18 веков. Обширное наследие Максима Грека включает свыше 350 оригинальных сочинений и переводов. Философское мышление направлено на разработку проблем онтологии, гносеологии, (логика, интуитивное познание), философской антропологии (три части души - разумная, волевая, чувственная; пять видов сенсуального познания), рассматривает человека как микрокосм, вопросы этики (силы добра и зла). Своим творчеством Максим Грек способствовал значительному поднятию уровня философского мышления на Руси.

Русское Просвещение охватывает период с середины 17 века до первой трети 19 века, когда произошло восстание декабристов.

В этот период идет становление светской философии: зарождается секуляризм; усиливается западнорусское влияние; «петровское западничество» создает особый национально-духовный мир – «Российскую Европу», и, наконец, во время правления Екатерины II, начинаются процессы, связанные с «открытым заявлением гуманных принципов» и «научно-гуманитарного движения». В эпоху русского Просвещения была создана оригинальная философия, проникнутая наукоцентризмом, отразившая потребность общества в реформации, обновлении.

Были открыты Киево-Могилянская академия (1631), Петербургский (1724) и Московский (1756) университеты.

Деятели российского Просвещения. Стефан Яворский (1658 – 1722), Симеон Полоцкий (1629 – 1680), Юрий Крижанич (ок. 1617 – 1736), М. В. Ломоносов (1711 – 1765). «Петровское западничество» представлено такими идеологами «Ученой дружины» Петра I, как Феофан Прокопович (1681 – 1736) и В. Н. Татищев (1686 – 1750).

Говоря о 18 веке нельзя не упомянуть и величайшего русского ученого Михаила Ломоносова (1711 – 1765). Значительное влияние на развитие русской метафизики оказало масонство, которое возникло в 30 – 40-е гг. 18 века, представителями его были видные деятели того времени – И. В. Лопухин, М. М. Щербатский, Н. И. Новиков, большинство декабристов. Оно проповедало свою мораль и мудрость, а программный лозунг состоял в призыве от церковной соборности прийти к духовному индивидуализму.

  1. Философия 19 – начала 20 века.

Именно 19 век принято считать началом формирования оригинальной русской философии.

Начало 19 века ознаменовалось отечественной войной, закончившейся победой России, что подняло народное самосознание.

1825 год – восстание декабристов. Разгром декабристов привел к спаду развития светского образования. Закрываются университеты. Города наполняются мистической и религиозной литературой.

40 –е годы 19 века – начало медленного процесса капитализации страны.

В это время остро встает проблема выбора пути дальнейшего развития России. Разворачивается полемика между славянофилами (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) и западниками (Т.Н. Грановский, В.Ф. Боткин и др.) об историческом своеобразии России и Западной Европы. Славянофилы говорили о религиозном смирении русского народа, не некой духовной целостности православно-христианского менталитета. Западники же восхваляли культуру буржуазных отношений европейских стран. Они представлены двумя направлениями:

1. Либеральное. (Т.Н. Грановский, В.Ф. Боткин). Реформаторские идеи. Выступали с критикой самодержавно-крепостнических отношений в стране, идеализировали европейский образ жизни.

2. Революционно-демократическое. (Герцен, Чернышевский, Добролюбов и др. русские революционеры-демократы независимо от основоположников марксизма пытались решить историческую задачу, стоявшую перед философией 19 века, - соединить материализм и диалектику в единое целостное учение. То, что их попытка не удалась, объясняется главным образом социально-экономической отсталостью России.

Философия революционных демократов оказала прямое воздействие на формирование мировоззрения таких выдающихся представителей науки в России как И.М, Сеченов, И.И. Мечников, А.О. Ковалевский, И.П. Павлов, внесших большой вклад в развитие отечественной и мировой науки второй половины 19 – начала 20 века.

Реакцией на революционно-демократическую философию материализма 60-х годов религиозно-мистический идеализм (П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев), позитивизм и неокантианство.

Религиозно-идеалистическая философия, продолжавшая традиции славянофильства, получает фундаментальное обоснование в трудах В.С. Соловьева.

Владимир Соловьев (1853 – 1900).

Центральное место в философии Соловьева отдано идее «всеединого сущего», т. е. сфере абсолютного, божественного, а реальный мир рассматривается как ее воплощение. Посредник между ними – мировая душа – София – божественная мудрость. При этом всеединстве каждая отдельная вещь – частичное проявление всего в мире в целом. На вершине мира – единое творческое ничто как соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного).

Построенная Соловьевым система «цельного знания» (синтез науки и религии) призвана обосновать концепцию «богочеловеческого всеединства».

Всеединство конечная цель деятельности людей. Исходное начало всеединства – Бог. Человек – посредник между миром и Богом.

Анализируя общество Соловьев определяет три начала социальной жизни, три кита нравственности: стыд, жалость и благоговение. Стыд – выделяет человека из животного мира; жалость- - солидарность с живым существом, сострадание; благоговение – преклонение перед высшим началом, признание, что этим миром, мир не исчерпывается. Исторический прогресс – это переход от зверочеловечества к богочеловечеству путем нравственного совершенствования.

Россия – лидер человечества и должна проложить путь к социальному совершенству.

Русская философская мысль конца 19 – начала 20 века.

Период рубежа веков занимает особое место в истории русской философии, существенно возрастает ее роль и место в духовной культуре России. Философия, как и вся отечественная мысль, освобождается от исключительной ориентации на политику, от подавленности социальными проблемами, от узкого понимания «общественной пользы» и «служения народу». Возрастает ощущение ценности и неповторимости человеческой личности. В поисках опоры и философия, и искусство начинают все активнее обращаться к религиозной вере, свободной от церковной традиции. Этот период по праву называют «серебряным веком».

На рубеже XIX-XX веков возникли новые глубинные явления в русской культуре - стремление по-новому осмыслить и роль религии, и роль искусства в духовной жизни.

Переплетение философии с другими формами духовной жизни главным образом с искусством, в особенности с литературой, находило свое выражение не только в теории, но и в житейской практике. Таковы характерные для «серебряного века» философско-художественные салоны в Петербурге. Это - религиозно-философские собрания на квартире у Д. Мережковского и З. Гиппиус. Здесь группировались философы и литераторы, увлекавшиеся «новым религиозным сознанием». Среди них - Н. Бердяев, В Розанов, А. Блок, А. Белый, Франк, Булгаков, Ильин.

Под влиянием нового естествознания на рубеже веков возникает течение, получившее название «Русский космизм». Представители космизма – Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, Н.Г. Холодный, А.О. Чижевский.

Основные проблемы – проблема всеединства человека с космосом, проблема космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

Две тенденции русского космизма:

1. Естественнонаучная. Умов, Чижевский, Циолковский.

Отстаивал естественнонаучное объяснение загадок природы.

В.И. Вернадский. Стремится определить место человека в космосе. Современная эпоха – переход от биосферы (совокупности живых организмов) к ноосфере (сфере разума). Появление человека символизирует возникновение новой «геологической силы». Деятельность людей и благоприятные условия для размножения человечества меняют биосферу, создают основания для заселения космоса. Успехи техники передвижения и коммуникации способствуют все большему планетарному единению человечества и переходу его в новое состояние – ноосферу.

2. Религиозно-мистическая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: