Выбор направления и планирования исследования

Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта.

Конспекты Мариничевой Александры 2 ФКБ

Наука определяется как сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; она включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу и важнейший фактор, оказывающий значительное влияние на все сферы общества.

Основу методологии составляют диалектический метод и системный подход.

Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, новых знаний. Цель науки в физической культуре и спорте — производство новых знаний, выявление закономерностей направленного использования факторов воздействия на организм человека с целью физического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию личности; формирования теоретических обобщений в области физической культуры, физического воспитания, спорта.

Методика -совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы преподавания отдельного учебного предмета.

Критериями правильности выбора темы являются:

А. Актуальность темы;

Б. Изученность темы;

В.Уровень теоретической и практической подготовки исследователя;

Г. Наличие условий и средств для организации исследования;

Д. Не слишком широкий охват вопросов, входящих в тематику исследования;

Е. Практическая выполнимость темы.

Планирование исследования:

сбор и изучение литературных источников (выявление литературных источников по библиографическим указателям; составление картотеки литературы; чтение источников);

определение объекта и предмета исследования.

объект исследования – подготовка атлетов-юниоров

предмет исследования – методика регуляции психических состояний спортсменов в легкой атлетике,

тема исследования – формирование состояния готовности к забегу атлетов – юниоров.

Формулировка цели, задач и рабочей гипотезы исследования.

3. «Характеристика методов исследования в физической культуре и спорте»

Методы проведения исследования в ФК:

-Анализ научно-методической литературы,

-Анализ документальных и архивных материалов,

-Метод опроса - беседа,

- интервью и анкетирование,

- Педагогическое наблюдение,

- Хронометрирование (частный случай педагогического наблюдения),

- Педагогический эксперимент,

- Контрольные испытания – тестирование физической подготовленности спортсмена,

- Методы исследования физического развития,

- Математико-статистические методы,

-Экспертное оценивание.

Тестирование физической подготовленности спортсмена:

Тестирование – научно-практическая процедура измерения, проводимая на спортсмене с целью определения его состояния, процесс оценки физических возможностей занимающегося с помощью теста или тестовой батареи.

Тест – это особый вид экспериментального исследования,измерение или испытание, стандартное задание или система заданий, проводимое для определения и оценки уровня физического состояния, физической подготовленности и других качеств занимающихся.

Моторные тесты –тесты, в основе которых лежат двигательные задания.

Тестовая батарея – набор двигательных тестовых заданий, используемый для комплексной оценки двигательной подготовленности человека.

4 Методы сбора и изучения литературных источников

Работа с источниками:

1. общая ориентировка в литературных источниках;

2. случайный сбор литературных данных;

3. систематический сбор литературных данных по тематике исследований;

4. направленный сбор недостающих литературных данных для конкретного исследования.

Расположение источников:

а) при совпадении первых слов по алфавиту вторых и т.д.;

б) при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий;

в) при авторах-однофамильцах – по идентифицирующим признакам (старший – младший, отец – сын, от старших – к младшим);

г) при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими – по алфавиту фамилий соавторов.

5. Метод опроса, анкетирование, интервью.

Метод опроса - общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опросстандартизованные и не стандартизованные.

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Интервью — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

6 Педагогическое наблюдение, хронометрирование

педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.

Виды педагогических наблюдений

1. Непосредственное наблюдение. Это наблюдение, когда исследователь сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.

2. Опосредованное (косвенное) наблюдение. Это наблюдение, когда к их проведению привлекаются другие лица (студент, преподаватели, ученики и др.). методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести.

3. Непрерывное наблюдение - это то, которое отражает явление в законченном виде, то есть предполагают фиксацию событий от начала до конца какого-либо процесса (урока, тренировки, периода, цикла и т.п.).

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ:

-определить цели

- наметить объекты

-разработать план

- подобрать способы фиксации результатов

- выбрать методы анализа результатов.

Педагогический эксперимент - это специально организованное исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания физического воспитания и тренировки.

Виды педагогических наблюдений: Естественный, модельный, лабораторный, независимый.

Хронометрирование - определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий.(например, хронометрирование урока, расписать урок по времени, желательно в виде таблицы).

7 Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент - метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания.

Требования эксперимента:

-точные цели и задачи,

-точное описание условий эксперимента,

- точное описание гипотезы.

Педагогический эксперимент: Естественный и лабораторный.

Задачи эксперимента:

1.Проверка определенной системы обучения;

2.Сравнение эффективности определенных методов обучения;

3.Проверка эффективности системы проблемного обучения;

4. Разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей;

5.Проверка эффективности мер по формированию у учащихся навыков учебного труда;

6.Развитие познавательной самостоятельности школьников;

Актуальность выбора темы - под актуальностью темы (проблемы) понимается острая необходимость разрешения сложившихся противоречий между известной теорией и новыми фактами. В прикладных исследованиях - при настоятельной потребности решения задач для нужд общества, практики, производства, так как существующие концепции, теории (знания), технологии и т. д. не способны обеспечить, например, научно-технический прогресс.

8. Методика проведения педагогического эксперимента.

В педагогических исследованиях важной проблемой является нахождение объективных показателей для определения эффективности учебного процесса. По-видимому эффективность учебного процесса должна оцениваться группой критериев. Проблема оценки эффективности учебного процесса восходит к работам Я.А.Коменского, говорившего, что в учебном процессе важно не то, сколь многому учит учитель, а то как много учащиеся усвоили. Современная позиция состоит в оценке эффективности учебного процесса на основе критериев, ориентирующихся на объем усвоения поданной информации, время усвоения, запоминание, запоминание, уровень усвоения, умение переработать и использовать полученную информацию в новых условиях.

Принято выделять 9 этапов педагогического исследования:

1.Выбор темы.

2.Ознакомление с проблемой посредством литературных источников.

3.Уточнение темы и составления первоначального плана работы.

4. Построение гипотезы.

5. Сбор и накопление материала.

6.Сведение результатов исследования.

7.Дополнительный сбор материалов.

8.Составление расширенного плана научно-исследовательской работы. 9.Литературное оформление работы.

При эксперименте исследователь должен уметь контролировать как независимые, так и независимые переменные, оценивать их возможно точнее. Поэтому так важно точное, неоспоримое измерение переменных. Субъективные оценки того или иного педагогического явления значительно снижают научную ценность эксперимента. Изменения в явлениях надо оценивать таким способом, который бы не вызвал сомнений и не затруднял интерпретацию результатов эксперимента.

Результаты эксперимента должны быть надлежащим образом обработаны. Целью этого процесса, по - видимому, может быть оценка достоверности результатов, анализ и интерпретация данных эксперимента, сжатие информации.В настоящем разделе рассмотрены методы сжатия информации. Под сжатием информации понимается этап, на котором переходят от данных собранных об отдельных элементах совокупности, к данным, характеризующим совокупность как одно целое.

Полученные в результате работы данные представляются тремя способами:

1. Перечисляются в тексте работы,

2. Представляются в виде таблиц,

3Представляются в виде графиков.

Основным способом представления количественной информации в педагогических исследованиях является таблица.

9. Контрольные испытания «программа тестирования»

Контрольные испытания нужны для получения количественной информации об изучаемом явлении, событии, процессе с помощью оценки результата выполнения специального двигательного задания в равных для всех условиях.

Эффективность применения контрольных испытаний зависит от адекватности теста изучаемому явлению; подготовленности специалистов, проводящих тестирование; технического обеспечения тестирования; правильности регистрации и фиксации получаемых результатов.

Специальные контрольные упражнения должны разрабатываться с учетом конкретного вида спорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: