Закон спроса. Сущность. Графическое построение

Краткий конспект лекций по ЭТ (часть 2).

Законы спроса и предложения в конкурентной рыночной систе­ме — это законы формирования цен на разнообразные блага (товары и услуги) потребительского и производственного назначения. В этом смысле справедливо считать основным экономическим законом смешанной рыночной системы закон конкурентного формирования цен в соответствии со спросом и предложением.

Вместе с тем спрос и предложение — это, по меньшей мере, две стороны достаточно сложного процесса установления конкурентной рыночной цены. Спрос и предложение едины лишь в завершающем моменте — в цене купли-продажи благ на конкурентном рынке. Но и спросу, и предложению присущи свои особенности. В этом смысле следует различать действие закона потребительского спроса и закона, производственного, коммерческого предложения товаров.

Спрос и предложение можно рассматривать в качестве двух важ­нейших функций: спрос выступает как функция потребителей, а предложение — как функция производства, выпуска и предоставления к продаже на рынке потребительских благ. Наконец,

используя методы математического анализа, можно установить количественные параметры спроса и предложения, влияние ценовых и неценовых факторов на покупательское поведение в сфере покупок при выборе благ, а также экономическое поведение фирм, выпускающие и поставляющих разнообразные блага на рынки.

В покупательском спросе соединены, по меньшей мере, два начала требующих соизмерения количества покупаемых благ с денежной ценой, которая должна быть за них уплачена.

Своеобразие экономического закона спроса — в обратной зави симости между ценой любого блага и его количеством, покупаемым по этой цене. Чем выше цена, тем меньшее количество данного блага будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается - количество покупок данного блага будет возрастать.

Законом спроса объективно регулируются также и различные из­менения состояний рынков, то есть их дефицитность, насыщение, равновесие, избыточность (излишки, перенасыщение). Например, если количество данного блага на рынке возрастает и возникает си­туация перенасыщения, то при прочих равных условиях продажа из­быточных товаров (благ, услуг) возможна лишь при снижающейся цене. Напротив, малейший дефицит привычных для покупателей то­варов на рынках неизбежно вызовет тенденцию повышения цен не­достающих товаров.

Другой важной особенностью этого экономического закона яв­ляется его своеобразное проявление в потребительском поведении, то есть поведении покупателей в сфере купли-продажи разнообраз­ных благ. В данном случае можно утверждать, что закон спроса — это закон постепенного и неуклонного убывания покупательского спроса на, казалось бы, постоянно покупаемые товары, блага, услу­ги. Убывание покупательского спроса может происходить вследст­вие насыщения покупательских потребностей в благах данного вида. Зачастую это явление имеет сходство со снижением спроса на мо­рально устаревшие товары, в том числе и вне зависимости от их сни­жающейся цены. Однако природа убывающего покупательского спроса состоит в снижении предельной полезности любых благ, приобретаемых людьми для потребления. Известно, что приращение покупок любого данного блага осуществляется чаще всего вследст­вие снижения его цены. При этом суммарный полезный эффект от приращения покупок возрастает. Вместе с тем полезный эффект ка­ждой дополнительной единицы последовательно осуществляемых покупок данного блага неуклонно снижается даже при понижатель­ной тенденции цены этих покупок. Убывание спроса происходит по­тому, что каждая последующая единица одного и того же товара приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущая.

Для покупателя становится субъективно ощущаемым, но очевид­ным снижение полезного потребительского эффекта от денежных затрат на эти покупки и его спрос «переориентируется» на взаимно заменяемые или иные блага с идентичными или принципиально но­выми потребительскими свойствами.

В эффекте снижающейся предельной полезности одних и тех же покупок обнаруживается взаимодействие закона спроса с законом предельной полезности любых экономических благ, независимо от того, поступают они в индивидуальное потребление людей или в производственный процесс для дальнейшей переработки. В феномене снижающейся предельной полезности экономических благ берет начало научно-технический прогресс, бесконечно обновляющий ассортиментную структуру и стандарты качества благ, предлагаемых на рынках.




double arrow
Сейчас читают про: