Краткий конспект лекций по ЭТ (часть 2).
Законы спроса и предложения в конкурентной рыночной системе — это законы формирования цен на разнообразные блага (товары и услуги) потребительского и производственного назначения. В этом смысле справедливо считать основным экономическим законом смешанной рыночной системы закон конкурентного формирования цен в соответствии со спросом и предложением.
Вместе с тем спрос и предложение — это, по меньшей мере, две стороны достаточно сложного процесса установления конкурентной рыночной цены. Спрос и предложение едины лишь в завершающем моменте — в цене купли-продажи благ на конкурентном рынке. Но и спросу, и предложению присущи свои особенности. В этом смысле следует различать действие закона потребительского спроса и закона, производственного, коммерческого предложения товаров.
Спрос и предложение можно рассматривать в качестве двух важнейших функций: спрос выступает как функция потребителей, а предложение — как функция производства, выпуска и предоставления к продаже на рынке потребительских благ. Наконец,
используя методы математического анализа, можно установить количественные параметры спроса и предложения, влияние ценовых и неценовых факторов на покупательское поведение в сфере покупок при выборе благ, а также экономическое поведение фирм, выпускающие и поставляющих разнообразные блага на рынки.
В покупательском спросе соединены, по меньшей мере, два начала требующих соизмерения количества покупаемых благ с денежной ценой, которая должна быть за них уплачена.
Своеобразие экономического закона спроса — в обратной зави симости между ценой любого блага и его количеством, покупаемым по этой цене. Чем выше цена, тем меньшее количество данного блага будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается - количество покупок данного блага будет возрастать.
Законом спроса объективно регулируются также и различные изменения состояний рынков, то есть их дефицитность, насыщение, равновесие, избыточность (излишки, перенасыщение). Например, если количество данного блага на рынке возрастает и возникает ситуация перенасыщения, то при прочих равных условиях продажа избыточных товаров (благ, услуг) возможна лишь при снижающейся цене. Напротив, малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках неизбежно вызовет тенденцию повышения цен недостающих товаров.
Другой важной особенностью этого экономического закона является его своеобразное проявление в потребительском поведении, то есть поведении покупателей в сфере купли-продажи разнообразных благ. В данном случае можно утверждать, что закон спроса — это закон постепенного и неуклонного убывания покупательского спроса на, казалось бы, постоянно покупаемые товары, блага, услуги. Убывание покупательского спроса может происходить вследствие насыщения покупательских потребностей в благах данного вида. Зачастую это явление имеет сходство со снижением спроса на морально устаревшие товары, в том числе и вне зависимости от их снижающейся цены. Однако природа убывающего покупательского спроса состоит в снижении предельной полезности любых благ, приобретаемых людьми для потребления. Известно, что приращение покупок любого данного блага осуществляется чаще всего вследствие снижения его цены. При этом суммарный полезный эффект от приращения покупок возрастает. Вместе с тем полезный эффект каждой дополнительной единицы последовательно осуществляемых покупок данного блага неуклонно снижается даже при понижательной тенденции цены этих покупок. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая единица одного и того же товара приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущая.
Для покупателя становится субъективно ощущаемым, но очевидным снижение полезного потребительского эффекта от денежных затрат на эти покупки и его спрос «переориентируется» на взаимно заменяемые или иные блага с идентичными или принципиально новыми потребительскими свойствами.
В эффекте снижающейся предельной полезности одних и тех же покупок обнаруживается взаимодействие закона спроса с законом предельной полезности любых экономических благ, независимо от того, поступают они в индивидуальное потребление людей или в производственный процесс для дальнейшей переработки. В феномене снижающейся предельной полезности экономических благ берет начало научно-технический прогресс, бесконечно обновляющий ассортиментную структуру и стандарты качества благ, предлагаемых на рынках.






