Основные показатели статистики государственного бюджета

Бюджетная классификация

Понятие и задачи статистики государственных финансов

Статистика государственного бюджета

Согласно российскому законодательству статистика государственных финансов включает в себя: статистику бюджетов (федерального, субъектов федерации, местных бюджетов); государственных внебюджетных фондов; страховых компаний; сводный финансовый баланс. Важнейшим разделом статистики государственных финансов является статистика государственного бюджета. Государственный бюджет – важный инструмент государственного регулирования экономики, определяющий формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества, а особенно социально слабо защищенных категорий населения. Согласно международным стандартам объек-том статистики государственных финансов являются финансы всех уровней управле-ния, включая также финансы местных органов самоуправления. Основной задачей ста-тистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Конкретной зада-чей статистики государственного бюджета является определение основных его параметров: 1) общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размера превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит); 2) структуры доходов государственного бюджета; 3) структуры расходов государственного бюджета; 4) размеров государственного внутреннего долга; 5) источников финансирования бюджетного дефицита; 6) влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения; 7) эффективности проведения государством фискальной политики.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавлива-ет статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельно-сти учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Законодательной базой для разработки государственного бюджета является Бюджетный кодекс Российской Федерации. В соответствии с действующим порядком разработка единой методологии сопоставления бюджетов всех уровней (консолидированный бюд-жет РФ, федеральный консолидированный бюджет субъектов РФ, муниципальный) и отчетов об их исполнении возложена на Министерство финансов РФ. Разработка бюд-жета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификации, позволяет проанализировать, в какой сте-пени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удов-летворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые годы. Классификация операций органов государственного управления (в зависимости от характера денежных (информационных) потоков) имеет следующий вид. 1. Поступления: 1) невозвратные, из них: а) возмездные: текущие (сборы, платежи, поступления от коммерческих продаж); капи-тальные, т. е. продажа капитала или доходы, полученные от операций с капиталом. Исключаются невоспроизводимые материальные активы (земля, полезные ископаемые, запасные части и быстроизнашивающееся оборудование). Данная категория включает только основные фонды, используемые государственными органами: продажа государ-ственных запасов товаров и материалов; капитальные трансферты от государственных источников (поступления добровольных, безвозмездных, невозвратных платежей на капитальные нужды из негосударственных органов); б) безвозмездные, которые могут быть только текущими (налоги, штрафы и конфиска-ции, лицензии и текущие официальные трансферты). К доходам относят все невозвратные поступления за исключением официальных трансфертов от других органов государственного управления и международных организаций; 2) возвратные, к которым относят: текущие (финансовые активы, приобретенные с целью управления ликвидностью); капитальные: финансовые активы, приобретенные для осуществления государственной политики и активы, выплаченные в счет погашения государственных кредитов, выданных в прошлом; 3) обязательства от внешних источников; от денежно—кредитных властей страны.

2. Платежи: 1) невозвратные: а) возмездные: текущие (зарплата рабочих и служащих государственных учреждений, приобретение товаров и услуг, полученные проценты и капитальные (затраты на приобретение капитала); б) безвозмездные: текущие, капитальные; 2) возвратные: текущие финансовые активы для управления ликвидностью и капитальные финансовые активы, для осуществления государственной политики и на валовое кредитование; 3) обязательства – денежные средства, которые используются для погашения как внутреннего, так и внешнего долга.

К показателям статистики государственного бюджета относятся: 1. Доходы (как поступления в бюджет) – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Различают следующие виды доходов: текущие (налоговые и неналоговые) и капитальные. Налоги – это обязательные и безвозмездные сборы, взимаемые госорганами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодатель-ном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования). 2. Официальные трансферты – невозвратные, безвозмездные, необязательные поступ-ления, полученные от других учреждений государственного управления отечественных и зарубежных или международных организаций. Они имеют нерегулярный, единовре-менный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций. 3. Расходы – это все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они воз-мездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капи-тальные). 4. Чистое кредитование (кредитование минус погашение) включает операции учреж-дений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам экономики с целью выполнения принятых государственных программ Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета вычисляется как сумма доходов и полученных трансфертов минус суммы расходов и «кредитование за вычетом погашения». Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита

Дефицит = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. По валютному критерию государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По уровням управления выделяют государственный долг Рф и муниципаль-ный долг. По срокам долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочны ми (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Аналогично группировке финансирования бюджетного дефицита и государственного долга заимствования государством подразделяются на внутренние и внешние. Существуют следующие основные формы внутреннего заимствования государством: государственные облигационные займы, другие ценные бумаги; обращение части вкладов населения в государственные займы; заимствование средств общегосударст-венного ссудного фонда: казначейские ссуды; гарантированные займы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: