Показатели роли свойства в оценке качества продукции

Нормативно-ориентированные показатели качества продукции

1 .Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными частями. По определению стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил и требований к объекту, утвержденный соответствующим компетентным органом.

Унификация – рациональное сокращение числа объектов (размеров, параметров, деталей и т.п.) одинакового назначения, которые следует применять или использовать в изделии. В основе унификации изделий лежит их конструктивное подобие и общность эксплуатационных требований. Основой метода унификации является систематизация и классификация. Систематизация объектов – это расположение их в определенном порядке и последовательности, образующее четкую систему, удобную для пользования.

2. Показатели патентно-правовой защищенности. Патентно-правовые показатели – это в первую очередь показатели патентной защиты и патентной чистоты изделия. Для расчета значений патентно-правовых показателей в зависимости от сложности изделия все его составные части делятся на группы с учетом их значимости, т.е. защищены патентом или нет. Используются два показателя патентной защиты изделия: патентная защита в стране и за рубежом.

Показатель патентной защиты изделия в стране ()рассчитывается как отношение количества составных частей, защищенных патентами страны, к их общему количеству. Это показатель патентной защиты внутри страны. По аналогичной модели, только используя данные по зарубежным патентам, рассчитывается и уровень патентной защиты изделия за рубежом.Общий показатель патентной защищенности изделий Р0 представляет собой сумму показателей патентной защищенности в стране и за рубежом, т.е.

Под оценкой качества понимается установление соответствия продукции требованиям, содержащимся в нормативной документации на нее. Показатели оценки качества разделяют как классификационные, ограничительные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность данной продукции к определенной группе, ее назначение и область применения. Они полностью включены в показатели назначения. К классификационным показателям относят:

1) показатели, устанавливающие параметрический ряд типоразмеров продукции, например, грузоподъемность автомобиля, мощность двигателя трактора, скорость вычисления и объем памяти ЭВМ, теплота сгорания топлива и др.;

2) показатели, определяющие класс продукции или группу ее потребителей: радиоприемник автомобильный, часы мужские;

3) показатели наличия дополнительных устройств или свойств продукции: часы с календарем, часы пылезащитные, продукт экологически чистый и т.п.;

4) показатели исполнения продукции, определяющие область или условия ее применения: тропическое исполнение, аппаратура для работы под водой или в условиях излучения и т.п.

По значениям этих показателей подбирают группу аналогов оцениваемой продукции.

Ограничительные показатели – это показатели, значения которых должны удовлетворять требованиям международных и отечественных стандартов, законов и других нормативных актов с целью защиты человека и окружающей среды и экономного использования ресурсов. Для примера отметим, что для европейских стран, использующих каменный уголь в энергетике, ограничительными показателями являются содержание золы не более 10 % и серы не более 0,3 %. В России ориентируются на другие нормы. Так на уральских и омской области тепловых электростанциях сжигают относительно недорогие угли, добываемые на Экибастузском месторождении, с содержанием золы до 40-43 %.

Оценочные показатели характеризуют свойства продукции, связанные с ее способностью удовлетворять определенные потребности, и используются для сопоставления образцов продукции. К оценочным показателям относят все показатели, по которым можно сделать заключение о качестве и ценности продукции:

– показатели, характеризующие полезные и вредные свойства продукции и определяющие последующие способы и технологии использования;

– показатели, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности, например, показатели назначения, надежности и др.;

– показатели, определяющие затраты ресурсов: материалов, металла, энергии и труда при создании и применении продукции – показатели ресурсоемкости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: