Профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления

студентов

Как было показано выше, активный двигательный режим является одним из эффективных средств устранения неблагоприятного влияния нервно-эмоционального напряжения и обеспечения высокого уровня работоспособности. Вместе с тем, в условиях вуза возникает необходимость упорядочения и сбалансированности двигательной активности студентов таким образом, чтобы обеспечивалось успешное выполнение их учебно-трудовой деятельности. Физические нагрузки на занятиях по физическому воспитанию и, особенно на тренировках, при неправильной дозировке могут привести к переутомлению и резкому снижению уровня работоспособности. Рекомендации по использованию физических упражнений для повышения физической подготовленности и укрепления психического здоровья существенно различаются. Основные характеристики физических упражнений, оказывающих максимальный положительный эффект на психику, следующие:

– аэробные упражнения с ритмичным брюшным типом дыхания;

отсутствие в системе упражнений соревновательных элементов;

– конкретные, с точно определенными пространственными и временными характеристиками;

– умеренные по интенсивности;

– продолжительность по времени не более 20-30 мин;

– регулярные, включенные в недельный график;

– приносящие удовольствие.

Кроме того, как показали исследования последних лет, некоторые традиционные формы оздоровительной физкультуры носят характер стрессовых раздражителей разной силы, которые могут приводить к снижению регуляторно-приспособительных механизмов организма, особенно у лиц с неадекватными психоэмоциональными реакциями. Все это обуславливает необходимость использования на занятиях по физическому воспитанию и, особенно, после тренировочных занятий, различных методой психорегуляции, для предупреждения развития утомления, для снятия эмоционального напряжения.

Имеется несколько способов непосредственного управления и регуляции состояния человека. Основу каждого из них составляет направленность воздействий на определенный уровень функционирования психофизиологических систем. К группе внешних способов оптимизации функционального состояния относятся: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка. К вспомогательным средствам оптимизации состояния можно отнести: музыкальные и цветомузыкальные воздействия, специальные виды гимнастики (пластическая гимнастика), приемы самомассажа. Все выше сказанное обуславливает необходимость обучения студентов некоторым навыкам психорегулирующих воздействий с целью коррекции своего состояния. В большей степени это необходимо во время и после физическом нагрузки. Как показали наши обследования для восстановления работо­способности студентов целесообразно применять комплекс из различных методов в течение 7-10 минут в заключительной части урока (вербальной психорегуляции, функциональной музыки и пластической гимнастики).

Вербальная психорегуляция - содержание методов сводится к последовательному внушению ощущения покоя, тяжести и тепла в мышцах тела, к самоконтролю этого состояния, своевременному волевому переходу от отдыха к мобилизации работоспособности.

Функциональная музыка - оказывает прямое влияние, затрагивая эмоциональную сферу и другие функции, более просто организованные ритмические процессы. При этом необходимо учитывать, что музыка различного темпа и ритма в силу своего различного эмоционального воздействия оказывает неодинаковое влияние на психомоторику.

Пластическая гимнастика - метод психомышечной саморегуляции в движениях, обусловленных релаксирующим характером упражнений. Динамическая релаксация достигается непрерывностью замедленного темпа движений, ритмичностью, плавностью и слитностью движений, чему спо­собствует поточный метод их выполнения без рывков.

Практические рекомендации (для предупреждения острого утомления при умственной работе)

1.В начальный период интенсивной умственной работы с целью сокращения периода врабатывания и быстрого повышения уровня переработки информации мозгом - рекомендуется произвольное дополнительное напряжение мышц конечностей, умеренной или средней интенсивности в течение 5-10 мин.

2. При продолжительной напряженной умственной работе, в особенности, если она сопровождается сильным эмоциональным стрессом, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетной мускулатуры, сочетаемое с избирательным, ритмично меняющим интенсивность и локализацию, сокращением отдельных мышц или мышечных групп, небольших по массе, однако, функционально высоко дифференцированных (например, сгибателей или разгибателей пальцев кисти, мимической мускулатуры лица и т.д.).

3. На фоне выше отмеченного мышечного расслабления, чтобы систематически повысить тонус и работоспособность головного мозга, улучшить режим дыхания и кровообращения и генерировать непроизвольное следовое расслабление, целесообразно регулярно проводить кратковременные мышечные упражнения. Рекомендуется через каждые 15-30минут или 30-60 минут осуществлять позотонические упражнения продолжительностью в 1 мин или 2,5 мин. Через каждые 2 часа рекомендуется проводить динамические упражнения, например, бег на месте, уделяя при этом внимание обеспечению ритмического, достаточно глубокого дыхания.

4. При выполнении умственной работы в условиях выраженной монотонности, а также при значительной заторможенности нервной системы, вызванной различными другими причинами, произвольное мышечное расслабление не способно оказать оптимизирующего влияния на умственную деятельность. Вместо расслабления следует рекомендовать произвольное дополнительное мышечное напряжение, подобно тому, как это следует делать в начале периода врабатывания, только на значительно более длительный срок - пока не восстановится необходимый тонус и работоспособность головного мозга.

ТЕМА 9: «ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ»

Для многих людей самостоятельные тренировки стали основной формой личной организации физического самовоспитания. Часто это не столько спортивно-тренировочные занятия, сколько непосредственно занятия по общей физической подготовке или избирательной тренировке.

По содержанию они бывают однопредметными (включающими, например, быструю ходьбу или продолжительный бег, в том числе "трусцой", или, главным образом, материал аэробно-ритмический, либо атлетический, либо иных разновидностей основной гимнастики и т.д.) и комплексными (на­пример, сочетающими материал гимнастических упражнений и естественных упражнений циклического характера).

Выбор предмета занятий в данном случае определяется индивидуальными интересами, способностями и полученной ранее физической подготовкой. Вместе с тем, существенное влияние на выбор оказывают условия жизни и другие обстоятельства, в том числе, связанные с модой на те или иные физкультурные увлечения.

Индивидуальные предпочтения могут быть самыми разнообразными при условии, если они согласуются с ясным пониманием того, что ни один вид физических упражнений, взятый в отрыве от других, даже при самой настойчивой тренировке принципиально не может гарантировать полно­ценного физического развития и здоровья и что лишь в соединении с другими элементами физической культуры он становится одним из действенных факторов достижения спортивного совершенства.

Целесообразный объем затрат времени на самостоятельные тренировочные занятия в различные возрастные периоды и в разных конкретных условиях жизнедеятельности не остается, естественно, постоянным. Занятия должны быть не менее чем трех-четырехкратными еженедельно, примерно часовой продолжительности каждое. Это, скорее всего, лишь минимум, необходимый для обеспечения общего уровня фи­зической тренированности и предупреждения ее регресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: