double arrow

Тема 2. Эволюция мировой экономики


Социолог Элвин Тоффлер (6) представляет мировое общественное развитие как последовательную смену «волн» цивилизации. Первая волна – «сельскохозяйственная цивилизация» в средние века сменилась «индустриальной цивилизацией». В 60-х годах двадцатого века стали появляться признаки «третьей волны», которые ассоциируются со знаниями, информатизацией и творчеством. Учитывая, что этот период является начальной фазой новой цивилизации, он носит переходный характер. Для «индустриальной цивилизации» характерно массовое производство и массовый сбыт продукции, на однородные рынки, использование конвейерных технологий, жесткая регламентация работы, строгая иерархия власти, принятие решений и контроль за их исполнением, роль персонала – исполнительская.

Историки бизнеса выделяют четыре этапа развития корпоративного планирования: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегическое управление.

До Второй мировой войны формировались гигантские корпорации, но при этом руководству было достаточно составления финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели. Главной заботой менеджеров была текущая прибыль и структура затрат.




В 1950-х годах высокие темпы роста товарных рынков и достаточная предсказуемость развития создали условия для внедрения долгосрочного планирования. Оно основывалось на экстраполяции результатов прошлых периодов и решали главную задачу – прогнозировали объемы сбыта. При этом основной заботой менеджеров было создание условий, обеспечивающих упреждающий рост производства, используя расчеты окупаемости инвестиций.

С конца 1960-х годов из-за динамично меняющейся рыночной обстановки, кризисных явлений и ужесточения конкуренции долгосрочные планы предприятий не удавалось реализовывать. Как правило, в долгосрочных планах ставились оптимистические задачи, а реальные итоги получались хуже. Планирование методом экстраполяции более не работало.

К 1990-м годам произошел переход к стратегическому менеджменту, который определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих задачи долгосрочного развития, и мероприятия, обеспечивающие адекватное реагирование на изменяющиеся условия внешней среды и, при необходимости, корректировку целей (задач общего развития предприятия).

Эволюция систем общефирменного управления показана в таблице 2.1, составленной по данным И.Ансоффа.

Из таблицы видно, что сменявшие друг друга системы управления были ориентированы на растущий уровень нестабильности и все меньшую предсказуемость будущего. С этой точки зрения И.Ансофф дает следующую классификацию систем управления.



1. Управление на основе контроля исполнения (постфактум).

2. Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказать путем экстраполяции тенденций прошлого.

3. Управление на основе предвидения изменений. Темп изменений ускорился, однако представляется возможным предвидеть шансы и опасности внешнего окружения и учесть их при разработке стратегического плана.

4. Управление на основе гибких экстренных решений, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

Таблица 2.1. Сравнительные характеристики систем управления

Параметры Бюджетирование Долгосрочное планирование Стратегическое планирование Стратегический менеджмент
Допущения Прошлое повторяется Тенденции сохраняются- экстраполяция Новые явления/ тенденции предсказуемы Частичная предсказуемость по слабым сигналам
Тип изменений Медленнее реакции фирмы Сравним с реакцией фирмы Быстрее реакции фирмы
Процесс Циклический Реальное время
Основа управления Контроль отклонений комплексное управление Предвидение роста, основ и возможностей Изменение стратегических Учет развития рынка и внешней среды
Акцент в управлении Стабильность/ реактивность Предвидение Исследование Творчество
Период С 1900-х гг. С 1950-х гг. С 1970-х гг. С 1990-х гг.

Таким образом, эволюцию систем управления можно рассматривать как реакцию на усложнение управленческих задач.



Современные фирмы имеют дело с очень разнообразным и динамичным спросом, а некогда однородные рынки превратились в наборы разнородных сегментов и рыночных ниш. Таким образом, для современного производства характерен выпуск разнородной мелкосерийной продукции.

По некоторым оценкам (7) в развитых странах системы массового производства составляют 25-30% (в основном, это энергетика и базовые отрасли), а большая часть продукции в металлообработке и машиностроении выпускается мелкими сериями.

Так, например, автомобили компании «General Motors» предполагается производить по индивидуальным заказам, полученным по электронной почте от их непосредственных покупателей.

Мелкосерийное производство, в отличие от массового, требует многофункционального оборудования с программным управлением, с легкой переналадкой, которое позволяет гибко выпускать разнообразную продукцию мелкими партиями.

Эффективное, мелкосерийное производство должно поддерживаться гибким компьютерным проектированием как самой выпускаемой продукции, так и разработкой гибких технологий ее изготовления.

Гибкие технологии изготовления влекут за собой изменение всех аспектов деятельности предприятий как в оперативном, так и в стратегическом управлении.

Гибкие технологии производства малых партий товара (или индивидуального товара) имеют меньшие производственные циклы и запасы материальных ценностей, что требует более оперативной реакции персонала на колебания рынка. Например, на итальянской фирме Benetton, производящей одежду, принимаются решения по окрашиванию продукции в текущей рабочей смене на основании информации о продаже в магазинах накануне вечером. Понятно, что это возможно только при наличии автоматизированных систем управления продажами, связанными с соответствующими терминалами в продающих продукцию магазинах и предоставлении информации в режиме «on line».

Таким образом, очевидным рыночным конкурентным преимуществом обладает фирма, способная предоставить требуемую продукцию в нужное место быстро. Подобающим образом выстраиваются отношения с поставщиками сырья и материалов, отбирая способных поставить необходимые для производства ресурсы строго в срок и в потребных количествах.

В современном бизнесе формируется новый тип работника, новый тип трудовых отношений и управления персоналом.

Организация гибкого производства требует иметь рабочий персонал с высокой инженерной подготовкой, способный решать сложные, нестандартные задачи, управляя станками с ЧПУ (числовым программным управлением), роботами. Автоматизированными

системами и т.д. При этом широко используется совмещение профессий, объединение технологических операций и т.д….

Современное гибкое производство требует адекватного управления. Широко используется децентрализация, упрощение структуры управления, развитие самоуправления и т.д. При разработке стратегии развития должны учитываться способы ее реализации, а сама стратегия, в принципе, не может быть абсолютно формализованной, так как обязательно произойдут непредвиденные изменения в рынке и стратегии должны к ним адаптироваться.

После окончания Второй мировой войны экономика развитых стран претерпела три крупные изменения.

В сфере сельского хозяйства численность работающего населения уменьшилась в десятки раз. Семейные владения, на которых держалось сельскохозяйственное общество, превратились в крупные высокопроизводительные хозяйства или в фермерские наделы, использующие производительную технику и обремененные долгами. Мировая конъюнктура, а также уровень цен и квот, устанавливаемые ежегодно членами ЕЭС постоянно угрожают их благополучию.

Агропромышленные группы используют для своего успеха закупку сырья на мировых рынках, переработку этого сырья и продвижение готовой продукции на рынке, используя свой раскрученный брэнд. А, например, французы, наоборот, не стремятся к созданию мировых компаний, а используют и разрабатывают ниши производства марочных вин – символ общественного преуспевания. Потребление и цены на этот продукт растут с 70-х годов прошлого века, причем потребление растет не за счет богатых английских и французских семейств, а за счет преуспевающих менеджеров из развитых стран (США, Германии, Японии). Французские виноделы, в свою очередь, обратились к эксплуатации земель в других странах с подходящим климатом.

В сфере промышленности снизились темпы роста индустриальной сферы, развитие различных отраслей идет с разной скоростью, но обновление продукции решительно ускоряется. На этом фоне бывшие крестьяне пополняли численность рабочих в промышленности и работников сферы услуг. Около 30 % работоспособного населения занято в промышленности в США, Великобритании, Франции и несколько больше – 40,5 и 33,8 % в промышленных Германии и Японии. Почти 70 % активного населения трудится в сфере услуг в США.

Есть значительные различия между отраслями промышленности, где производство сокращается (металлургия, текстильная, судостроительная промышленность и строительство), остается стабильным (автомобильная, шинная, пищевая, химическая, энергетическая, нефтедобывающая) и отмечаются высокие темпы роста в отраслях, связанных с обработкой и передачей информации (электронная, компьютерная промышленность, телекоммуникации), а также биотехнологии и производство промышленных роботов, фармацевтика. Появились на свет информатика, микроинформатика, телекоммуникации, которые позволили крупным компаниям уменьшить расходы на командировки сотрудников. Цифровые технологии и миниатюризация средств связи обеспечили возможности обмена управленческой и коммерческой информацией внутри крупных фирм, ускорив при этом сам процесс передачи информации и сделав его более достоверным и полным.

В сферу услуг входят торговля (розница и сети магазинов, транспорт, банковское и страховое обслуживание, гостиницы, рестораны, парикмахерские, ремонт техники, туризм, СМИ и реклама, образование, медицина, юстиция, милиция, оборона, управление государственными финансами, местное управление и т.д.). Для сферы услуг характерны следующие изменения:

первое - преобладающее положение (до 70 % ВВП) в развитых странах в сравнении с промышленностью и тем более с сельским хозяйством;

второе – быстрая глобализация. Видно на примере развития туризма: крупные компании, принадлежащие какой-либо из развитых стран, организуют отдых граждан других стран в третьих государствах. Подобное можно наблюдать в гостиничном, ресторанном бизнесе (особенно быстрого питания), в ремонте бытовой и офисной техники, в банковском и страховом бизнесе, в области рекламы, консалтинговых и информационных услуг. Даже в государственном управлении появляются союзы (типа европейского валютного), хотя, именно, в этой области происходит наибольшее сопротивление глобализации.

Предприятия сферы услуг используют те же стратегии, что и промышленные группы. Услуги в разных странах становятся все более похожими, как бы стандартными.

Конкуренция в мировом масштабе породила транснациональные компании, которые с целью создания конкурентных преимуществ, открывают филиалы за границей.

В сфере услуг транснациональные компании действуют так же, как и в промышленности. В сфере производства бытовой и офисной техники, например, их стратегия в России заключается в создании своих представительств, которые на первом этапе занимаются организацией продаж техники и обеспечивают сервисную поддержку, что, в свою очередь, способствует дальнейшему продвижению их продукции на рынке. При успешном позиционировании этих компаний на втором этапе рассматривается вопрос целесообразности организации производства техники в России.

Аналогичные примеры можно привести и в сфере автомобилестроения, производства продуктов питания, компьютерной техники и т.д. Торговый обмен между филиалами преимущественно идет на уровне деталей, компонентной базы. Готовая продукция чаще всего использует потенциал местных рынков сбыта.

Следует отметить, что политическая нестабильность в таких странах часто является сдерживающим фактором развития.

Между развитыми странами запада складываются перекрестные потоки инвестиций. Так, американские компании после Второй мировой войны значительные средства вложили в обрабатывающую промышленность Европы, французы развивают парикмахерский бизнес в Японии и т.д.

Создание «Общего рынка» в Европе побудило экономику к большей активности, вырос экспорт, началась реструктуризация европейской промышленности.

Большой движущей силой развития общества являются новые технологии, яркий пример демонстрирует бытовая техника. Например, стирка белья прежде отнимала очень много сил и времени у хозяек или прислуги, сейчас современные стиральные машины и порошки позволяют это время отдать чему-то другому. Аналогичная ситуация и в области мытья посуды, приготовления пищи из замороженных полуфабрикатов и многое другое.

Необходимо помнить, что политические и религиозные обстоятельства также влияют на развитие экономики.

Происходят существенные социальные изменения. Например, на рынке труда появляется новое поколение работоспособных людей, которые получают образование и стремятся не к монотонной, простой, или физической работе. В России, например, в области строительства широко используется труд наемного персонала из менее развитых государств.

В современном бизнесе персонал фирм, а особо менеджеры, рассматривается как человеческий капитал. Этот капитал должен работать на благо фирмы, для чего необходимо создать реальную систему мотивации персонала, в т.ч. планирование карьеры.

В силу того, что сфера услуг развивается более быстрыми темпами и является наиболее перспективной, а также учитывая, что мы находимся в стенах Университета сервиса, обратимся подробнее к анализу происходящих там изменений.

Филип Котлер в своей книге «Маркетинг менеджмент» (8) дает следующее определение:

«Под сервисом (услугами) понимается любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. В некоторых случаях предоставление услуг связано с материальными продуктами, в других – не имеет к ним никакого отношения. Мировая экономика все более превращается в экономику услуг; субъекты рынка проявляют все возрастающий интерес к маркетинговым проблемам сферы услуг.»

Усложнение рынков и технологий привело к тому, что объем деловых и промышленных услуг растет быстрее чем объем потребительских услуг. Бурно растут консалтинговые фирмы и рекламные агентства, транспортные фирмы, растут объемы предоставляемых услуг по хранению товаров.

Питер Дойл (9) определяет пять наиболее важных характеристик услуг, определяющих управление ими и процесс обслуживания потребителей (таблица 2.2.).

Неосязаемость услуг – их нельзя увидеть, потрогать, попробовать или понюхать. Клиент оценивает качество и содержание услуги в ходе или по окончании процесса обслуживания. Отсутствие физических характеристик затрудняет презентацию услуги, необходимо использовать осязаемые ориентиры, косвенно свидетельствующие об уровне предоставляемой услуги: внешний вид помещения, сотрудников, оборудования, реклама брэнда и т.д.

Можно и нужно использовать мнение об услуге авторитетных клиентов.

Нераздельность услуг определяется тем, что предоставление и потребление их происходит в одно и то же время и в одном и том же месте. Поставщики и потребители услуг взаимодействуют в контактной

Таблица 2.2. Основные характеристики услуг

Характеристики услуг Проблемы менеджмента
Неосязаемость Отсутствие товара: услуга является действием или опытом. Трудности в предоставлении стандартных образцов: приобретение услуг связано с риском для клиента. Услугу нельзя продемонстрировать: затруднена дифференциация предложений. Отсутствие патентной системы: свободный вход на рынок для конкурентов.  
Нераздельность предоставления услуг и их потребления Потребители участвуют в процессе предоставления услуг. Вовлечение в процесс обслуживания групп потребителей: проблема контроля. Компанию, оказывающую услуги, представляет ее персонал: восприятие поставщика определяется отношением клиента к ее сотрудникам. Условия обслуживания – отличительная черта поставщика. Трудности с расширением компаний, предоставляющих услуги: необходимость создания сетей.  
Гетерогенность Стандартизация услуг затруднена, поскольку их характеристики во многом определяются потребителями. Проблема контроля качества услуг: разнородность условий обслуживания.  
Несохраняемость Услуги нельзя хранить: отсутствуют товарные запасы. Проблемы, связанные с пиковой нагрузкой: низкая эффективность труда. Трудности с установлением цен на услуги: проблемы с ценообразованием.  
Отсутствие прав собственности на услуги Клиенты не могут владеть услугой, обслуживание аналогично аренде.  

зоне, а сотрудники компании как бы олицетворяют для потребителя саму компанию. Производство услуг и маркетинг неотделимы.

Повышение квалификации персонала, быстрое и одновременное обслуживание групп потребителей, сетевое построение сервисной фирмы определяют возможности преуспеть на рынке.

Гетерогенность (непостоянство) услуг определяется тем, что услуги производятся и потребляются людьми и по определению не бываетдвух одинаковых ситуаций, а соответственно и услуг.

Тем не менее качество услуг нужно постоянно повышать за счет отбора персонала, его обучения, построения системы мотивации, а так же оптимизируя сервис за счет внедрения автоматов, детальных должностных инструкций и контроля. Удовлетворение индивидуальных запросов потребителей снижают отрицательные эффекты гетерогенности.

Несохраняемость услуг – это означает, что все не востребованные услуги потеряны. Не использованные билеты на транспорт, места в гостинице, туристические поездки, телефонные разговоры нельзя сохранить на складе. Существует реальная проблема неравномерности спроса на услуги и она частично искусственно регулируется более высокими ценами в пиковые периоды, использованием предварительных заказов и скидок в периоды спада спроса.

Право собственности – его клиент не получает, приобретая услугу, клиент получает доступ к услуге на определенное время.

Перечисленные выше характеристики услуг определяют задачи менеджеров сервисных компаний:

- управление качеством услуг;

- производительность;

- человеческие отношения;

- дифференцирование (достижение отличительных преимуществ).

В данной теме считаю актуальным для дальнейшего восприятия информации определиться с понятием факторов, определяющих

качество услуг, и факторов, определяющих воспринимаемое качество услуг.

Факторы, определяющие качество услуг

На что необходимо обратить внимание менеджерам, стремящимся повысить качество услуг компаний? В результате одного исследования были выделены 10 критериев оценки услуг потребителями (первые 5 критериев относятся к результатам, а последние – к качеству «процесса»):

- Надежность.Заслуживают ли услуги компании доверия и соответствуют ли они потребностям клиентов?

- Доступность. Как осуществляется доступ к услугам и каково время ожидания?

- Репутация. Могут ли потребители доверять компании?

- Безопасность. Связаны ли услуги с опасностью т риском для клиентов?

- Понимание потребностей. Что делает компания для того, чтобы узнать потребности клиентов?

- Отзывчивость персонала. Охотно ли сотрудники обслуживают клиентов?

- Компетенции. Обладает ли персонал компании знаниями и умениями, необходимыми для качественного обслуживания потребителей?

- Вежливость. Насколько вежливы и тактичны сотрудники компании по отношению к клиентам?

- Коммуникации. Понимают ли потребители содержание услуг компании?

- Осязаемые факторы. Создают ли внешний вид сотрудников, помещение компании и другие осязаемые факторы обслуживания имидж услуг высокого класса?

Ожидания и результативность деятельности компании

Критерий суждений потребителей о качестве услуг – их соответствие ожиданиям. Если воспринимаемое качество превысило ожидания, потребитель будет доволен услугами, даже восхищен ими. Если результаты обслуживания не оправдали его представлений, клиент останется неудовлетворенным и, возможно, в следующий раз обратится к другим поставщикам. Ожидания потребителей формируются их опытом, отзывами других покупателей, рекламой и другими формами коммуникаций (рис. 2.1.). Обеспечение соответствующего ожиданиям потребителей качества услуг - в этом и состоит основная задача менеджмента компаний.

Причины разрывов между ожидаемым и воспринимаемым качеством услуг многообразны; их устранение позволит руководству компании добиться повышения показателей деятельности.

Рис. 2.1. Факторы, определяющие воспринимаемое качество услуг

Факторы, определяющие качество услуг   -доступ   -коммуникация   -компетенция   -вежливость   -репутация   -надежность   -отзывчивость   -безопасность   -осязаемые факторы   -понимание/ знание потребностей покупателей    
  Отзывы других покупателей
  Опыт
  Личные потребности
  Ожидаемые услуги
  Воспринимаемые услуги
  Воспринимаемое качество услуг


Высокотехнологичность- как признак стратегической перспективы устойчивого роста экономики.

В развитых странах складывается постиндустри­альная экономика в которой главную роль играют знания и ин­формация. Становление нового уклада определяет место стран в международ­ном разделении труда.

Позиции государств теперь все больше зависят от конкурентоспособности стран, которая базируется на высокотехнологичности производства и инновациях. Обновле­ние производственных мощностей, организации производства и процессов управления, создании новых товаров и услуг создают возможности экономии ресур­сов.

Высокие технологии, их наличие и использование, определяют конкурентоспособность страны на мировом рынке, уровень и качество жизни их населения .

Наукоемкие производства является результатом естественной эволюции технологического развития, когда все увеличивающиеся затраты на науку и образование потребовали создания в экономике контура, обеспечивающего отдачу затраченных средств, в том числе на расширение базы исследований и разработок и улучшение системы образования[9].

Сведения, публикуемые в газете Financial Times о первых 50 топ-компаниях мира, имеющих рентабельность свыше 15% к инвестиционному капиталу, показывают, что они в основном производят продукцию, соответствующую новейшему технологическому укладу (пятому или шестому по существующей хронологии)[9]. Из этого списка уже давно ушли компании, занимающиеся добычей и переработкой полезных ископаемых. В России картина иная: в 2001 г. из 20 крупнейших компаний 17 были сырьевыми и перерабатывающими (электротехническая, газовые, нефтяные, металлургические)[10].

Анализируя международный опыт, следует отметить, что развитие наукоемкого сектора экономики всегда и везде обостряет проблему высококвалифицированных кадров. Следовательно, чтобы поддержать темпы роста в высокотехнологичной наукоемкой промышленности, странам, ее развивающим, приходится использовать интеллектуальный потенциал менее развитых стран, в которых меньше стоимость научного труда. Тенденция такова, что в страны “золотого миллиарда” монополизируют функции стратегического планирования и менеджмента большей части средне- и высокотехнологичных производств. Это логично, поскольку они же будут основными инвесторами и потребителями продукции этих производств.

Коммерчески целесообразными и успешными в основном являются расходы на научные исследования и разработки в следующих отраслях[4]:

· связь;

· производство потребительских товаров;

· химия;

· финансы, страхование и кредит;

· фармацевтическая промышленность и медицина;

· информатика и электронно-вычислительная техника;

· энергетика и коммунальное хозяйство;

· различные отрасли обрабатывающей промышленности;

· производство и переработка металлов и других базовых материалов;

· автомобилестроение.

Международное сотрудничество, привлечение иностранных инвестиций предоставляет значительные возможности для расширения сферы высоких технологий. Создание многих наукоемких производств неподъемно для экономик даже крупных государств. Поэтому идет естественный процесс интеграции ресурсов, в первую очередь финансовых, а также сбытовых сетей, поскольку интеграция способствует проникновению и на внутренние рынки. Процессы интеграции и концентрации, происходящие в высокотехнологичных секторах экономики США, стран Западной Европы и Азии, вскоре могут не оставить отечественной экономике шансов на производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.

К категории наукоемкой принято относить такую продукцию, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или в объеме продаж составляют не менее 3,5-4,5%. Существует и другой показатель – наукоотдача, под которым понимается соотношение объема продаж наукоемкой продукции к расходам на НИОКР за определенный период времени (как правило - год). Критерием эффективности наукоотдачи является относительный рост продаж новой (с точки зрения отличного от предыдущего поколения технических изделий) высокотехнологичной продукции с высокими потребительскими качествами на рынке по сравнению с ростом всего наукоемкого рынка (включая устаревшую продукцию, разработанную ранее, но еще продаваемую на рынке)[4].

На качество роста наукоемкого сектора влияют два обстоятельства: первое заключается в том, что рынок увеличивается в основном за счет продаж продукции и услуг, соответствующих передовой техники и технологии; второе – должна увеличиваться доля населения, ориентированного на потребление высокотехнологичной продукции.

Наукоемкими рынками являются рынки продукции пятого и более высоких технологических укладов. Ядро пятого технологического уклада составляют электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги. В настоящее время происходит промышленное освоение и шестого технологического уклада, ядро которого включает наноэлектроннику, генную инженерию, мультимедийные интерактивные информационные системы, высокотемпературную сверхпроводимость, космическую технику, тонкую химию и так далее.

Основными отличительными чертами и характерными признаками становления наукоемких производств и формирования наукоемкого сектора рынка в индустриально развитых странах являются[4]:

· передовые наука и научные школы по всем главным направлениям фундаментальных и прикладных исследований;

· эффективная общедоступная система образования и подготовки высококвалифицированных кадров, традиции и авторитет высокой технической культуры;

· появление нового типа общественного субъекта со специфическими потребностями в научно-технических новшествах;

· эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности и распространения нововведений;

· государственная значимость ряда отраслей прикладных наук для укрепления обороноспособности и технологической независимости страны;

· способность и целеустремленность в получении, освоении и, главное, в широкомасштабном и оперативном использовании в промышленности научно-технических достижений, обеспечивающих технологическое лидерство и повышенную конкурентоспособность;

· встроенность в мировую финансовую систему и активная способность формирования благоприятного инвестиционного климата в собственной стране;

· умелое использование преимуществ програмно-целевой методологии планирования и финансирования крупных научно-технических проектов, сочетающей целевую направленность исследований, разработок и производства на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного, фундаментального назначения;

· высокая динамичность производства, проявляющаяся в постоянном обновлении его элементов (объектов исследований, разработок и производства, технологий, схемных и конструктивных решений, информационных потоков и так далее), в изменении количественных и качественных показателей, в совершенствовании научно-производственной структуры и системы управления;

· высокая доля экспериментального и опытного производства в структуре производственного аппарата экономики;

· способность к активной и эффективной инвестиционной и инновационной деятельности (в производстве, в соответствии с общемировой практикой, темпы обновления активной части основных производственных фондов должен достигать 10-13%, в научно-экспериментальном секторе – 30-40% в год);

· преимущественное использование в производстве только передовых технологий;

· высокие удельные затраты на НИОКР в структуре производства;

· ключевая роль государственной поддержки (прежде всего финансовой и налоговой) инновационных проектов и производств на начальном этапе их становления;

· усовершенствование системы ценообразования, содержанием которого является учет всех издержек производства, включая затраты на исследования и разработки, на систему управления инновационными проектами, на систему образования и повышения квалификации работников, на систему реакреации высококвалифицированного персонала и так далее;

· Наличие высококвалифицированного научного, инженерно-технического и производственного персонала, абсолютно преобладающего в общей численности занятых.

Компании, работающие в высокотехнологичном секторе экономике, с одной стороны, используют преимущества этого процесса, а с другой – сами ускоряют его своей деятельностью.







Сейчас читают про: