Конкуренция – приоритетный фактор рыночной экономики. Все произведенные товары, услуги, а также их производители конкурируют между собой.
Далее используем понятия, сформулированные в (2).
Конкурентоспособность – способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом – нет. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая сфера макросреды, страна в целом. Конкурентоспособность может быть стратегической (на стадии стратегического маркетинга) и фактической.
Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Оценка степени конкурентоспособности фирмы заключается, в первую очередь, в выборе фирмы-лидера, которая должна обладать следующими параметрами:
|
|
- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
- соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
Под конкурентным преимуществом понимается высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает компании наилучшие по сравнению с конкурентами возможности продвигать свой бизнес.
Рассмотрим конкурентные стратегии.
Одна из наиболее известных схем, позволяющих добиться результата исследования доли риска и уровня прибыли, была предложена Портером (1985) и получила название «модель пяти сил» (рис.5.1.). Свою модель Портер основывает на следующих положениях.
1. Структурный анализ признает, что конкуренция в промышленности выходит за пределы непосредственно конкурирующей фирмы.
2.При проведении структурного анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и, в этой связи, возможное воздействие на организацию пяти ключевых сил. Этими ключевыми силами являются:
- угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов;
- власть покупателей;
- власть поставщиков;
- угрозы со стороны заменителей товара или услуги;
- уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами.
3. Методика структурного анализа позволяет компании разрабатывать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, позволит ей занять прочную позицию при столкновении лицом к лицу с различными конкурентными силами.