Гарвардская школа бизнеса стояла у истоков развития концепции разработки стратегии предприятия. Модель Гарвардской школы бизнеса – LCAG (рис.5.2), названная по инициалам авторов, основывается на анализе:
- преимуществ и недостатков предприятия;
- возможностей и угроз, исходящих от окружения;
- системы базовых ценностей руководителей компании, определяющих ее главные цели.
Основным принципом построения модели является поиск соответствия между сильными и слабыми сторонами предприятия и возможностями и угрозами окружения с учетом системы ценностей руководителей.
Анализ окружения предприятия Идентификация: - возможности - угрозы |
Диагностика предприятия -преимущества -недостатки -главные достоинства -конкуренты |
Поиск и оценка возможных действий Преимущества / недостатки /результаты Совместимость / несовместимость |
Интеграция системы ценностей окружения Социальная ответственность предприятия |
Интеграция системы ценностей руководителей предприятия Общие цели |
Формулирование стратегии Определение: -видов деятельности -целей -путей и средств достижения |
|
|
Рис. 5.2. Гарвардская модель стратегического анализа
Модель «продукт – рынок» (GAP - анализ)
Была предложена Дж.Стейнером в 1975 г. Модель показывает уровни риска в зависимости от новизны продукта и новизны рынка.
Продукты подразделяются на три группы:
1.Уже существующие (например, хлеб, вода, недвижимость и т.д.).
2.Новые, но связанные с существующими (например, новые виды сигарет).
3.Совершенно новые.
Рынки также делятся на три группы:
1.Уже существующие (например, санкт-петербургский рынок).
2.Новые, но связанные с существующими (например, рынки областей России и стран СНГ).
3.Совершенно новые (например, рынки США, Европы).
Комбинируя три переменные рынков и три переменные продуктов, можно получить девять вариантов стратегий развития фирм. При этом вероятности успеха (и соответственно риска) будут изменяться как показано на матрице (рис.5.3).
Рынок
Новый, но
связанный с Совершенно
Существующий существующим новый
Риск растет | ||
Риск растет Зона чрезмерно
высокого риска
Рис. 5.3. Модель «продукт-рынок»
Апофеозом риска являются ситуации, когда фирма пытается одновременно сменить продукт и рынок (правая нижняя зона в матрице). Риск в этом случае максимален, так как у фирмы возникнет сразу множество новых проблем:
- переобучения персонала;
- перестройки технологии производства;
- финансовые (так как необходимы дополнительные затраты на перевозку);
|
|
- ВЭД (внешнеэкономической деятельности);
- юридические;
- взаимоотношений с поставщиками и сбытчиками и др.
В зависимости от комбинаций товар-рынок можно просчитать 4 варианта развития фирмы по Ансоффу (рис. 5.4):
$, (выручка, прибыль)
GAP-расхождение |
Время
Рис. 5.4. Принцип проведения GAP-анализа
1 – старые товары, старые рынки: темпы роста выручки и прибыли в этом случае минимальны;
2 – старые товары, новые рынки: в этом случае необходимо стимулирование сбыта, т.е. реклама, расширение торговых точек, развитие систем сбыта товаров и др.;
3 – новые товары, старые рынки: продуктивная стратегия (от слова «продукт»);
4 – новые товары, новые рынки: темпы роста выручки и прибыли в этом случае максимальны.
Из рис. 5.4. видно, что эффективность (динамика прироста выручки и прибылей) зависит от выбранной стратегии развития и возможностей фирмы. Четвертая стратегия является наилучшей по эффективности, но более сложной в реализации. Стратегия 1 является наиболее простой, но менее прибыльной.
Матрица BCG (Бостонской консультационной группы)
Здесь выделены две переменные:
- возможности расширения отраслевого рынка для фирмы (низкие и высокие) или темпы роста рынка;
- уровень конкурентоспособности фирмы (низкий, высокий) или относительная завоеванная доля рынка.
Комбинируя переменными возможностей и переменными уровня конкурентоспособности, можно получить четыре варианта ведения бизнеса (рис.5.5).
Если фирма находится в зоне СКП, то для нее целесообразна стратегия ликвидации бизнеса или стратегии сокращения. Если фирма находится в зоне знака вопроса, то она может попытаться войти в зону ВКБ и УПБВР, то ее главная задача – сохранение доли рынка.
Получение краткосрочной доли прибыли в максимально возможных размерах, даже за счет сокращения доли рынка, - это главная стратегия для слабых фирм, находящихся в зонах УПБВР,?и СКП.
Указанную матрицу можно ранжировать и в цифровых показателях (заменяя значения «высокий-низкий» числовыми эквивалентами).
Матрица используется:
- в стратегическом анализе для позиционирования фирмы (в отмеченные зоны) и определения ее стратегической перспективы;
- для проведения переговоров и принятия решений об инвестициях в фирму (это актуально для фирм, находящихся в зоне «?»);
- для формирования портфеля инвестиций – вложений капитала в различные отрасли и различные деловые единицы (данная модель позволяет наглядно увидеть необходимость вложений капитала и перспективы развития).
В целом матрица BCG является инструментом портфельного анализа (Portofolio-анализа).
низкий |
ВКБ? УПБВР СКП |
высокий |
Уровень конкурентоспособности
(завоеванная относительная доля рынка)
-позиционированные фирмы |
1- ВКБ – высококонкурентный бизнес на быстрорастущих рынках (образ идеала – «звезда»);
2 - УПБВР – устойчивые прибыли без возможности расширения (образ – «дойная корова»);
3 – СКП – слабые конкурентные позиции фирмы (образ – «собака»);
4 -?– знак вопроса для фирмы, так как она действует на перспективных рынках, но при
этом имеет слабые конкурентные позиции. Неизвестно и что с ней может произойти.
Рис.5.5. Матрица BCG