Среда прямого и косвенного воздействия

Факторы внешней среды включают две составляющие. К первой относят факторы прямого окружения (среда прямого воздействия), которые непосредственно влияют на МО, увеличивают или уменьшают эффективность реализуемых процессов, приближают или отдаляют достижение намеченных планов и целей.

Среда прямого воздействия включает: предприятия, организации и учреждения, государственное регулирование, профсоюзы, другие МО. Муниципальное образование непосредственно взаимодействует с этой подсистемой внешней среды, а представители власти могут воздействовать на ее параметры — управлять ближним окружением с целью изменения их в благоприятном направлении.

Вторая подсистема — подсистема косвенного воздействия — включает все те элементы, которые влияют на МО не напрямую, а опосредованно. Это макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее определять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» окружение. У менеджеров отсутствует возможность управлять параметрами дальнего окружения и, тем не менее, необходимо отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах.

Уровень продаж и состояние рынка являются важнейшими антикризисными показателями планирования деятельности органов государственного и муниципального управления, так как экономическое благополучие подведомственных территорий является лучшей гарантией выполнения планов социально-экономического развития региона, политической стабильности, исполнения бюджета и обязательств перед населением.

Восприятие образа внешней среды управленцем зависит от его образования, опыта, функциональных обязанностей и места в структуре управления. Прошлый опыт позволяет отслеживать изменения во внешней среде, которые приводили к положительным или отрицательным результатам. Сфера деятельности требует от него более пристального внимания к определенной группе факторов в ущерб остальным.

Следует разграничивать и понимать разницу между реальной и воображаемой внешней средой. Реальная внешняя среда — это то окружение МО, которое объективно существует, а воображаемая — это та среда, которая «ощущается» (субъективно воспринимается) органами власти. К сожалению, показатели реальной и воображаемой среды достаточно часто не совпадают. Проблема индивидуального субъективного восприятия внешней среды решается в рамках муниципального консалтинга.

Анализ и контроль внешней обстановки позволяет выявить и использовать ее благоприятные возможности, способствующие достижению стратегических целей МО, и избежать угроз, препятствий. Он обеспечивается за счет детального изучения внешней среды с перспективой составления перечня возможностей и угроз, что в дальнейшем позволяет использовать благоприятные возможности и принять адекватные ответные меры. Такой процесс называется анализом факторов внешней среды.

Начальным этапом анализа факторов среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в изменениях внешней среды МО. Для этого привлекают специалистов или внешних консультантов, которые проводят анализ различных источников информации: отчетной документации, статистических сборников, профессиональных журналов, книг и газет, Интернета. Они предоставляют периодические аналитические отчеты руководителю, отвечающему за исследования факторов внешней среды.

Далее собранная информация оценивается, возникшие вопросы обсуждаются на встречах с руководством, которое определяет возможности и угрозы и разрабатывает базовые показатели эффективности действий, предпринимаемых в соответствии с выявленными возможностями и угрозами. Высшее руководство определяет приоритет этих показателей и формирует перечень наиболее важных факторов успеха, который передается в подразделения и отделы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: