ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЪЕКТЫ ФЛОРЫ И ФАУНЫ (ст. ст. 287, 288, 289, 290, 291, 292 УК РК)
Статья 294. Непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения
Статья 294 УК РК предусматривает уголовную ответственность за непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения.
Установлением уголовной ответственности за непринятие мер по ликвидации экологического загрязнения законодатель преследует цель постоянного надлежащего контроля за состоянием экологической обстановки в стране. Факты допущенных экологических загрязнений не только должны своевременно фиксироваться, но и обязанные устранять вредоносные последствия таковых загрязнений лица, должны своевременно и эффективно исполнять возложенные на них законами функции.
Объектом данного преступления следует признать общественные отношения, возникающие и складывающиеся в сфере обеспечения экологического благополучия в Республике Казахстан.
Объективная сторона преступления проявляется в преступных деяниях, выражающихся в уклонении от проведения или ненадлежащем проведении дезактивирующих или иных восстановительных мероприятий в местностях, которые оказались подвергшимися экологическому загрязнению со стороны лиц, на которых возложена обязанность проведения таких мероприятий (то есть связанная с необходимостью проведения дезактивирующих либо иных восстановительных работ после экологического загрязнения местности). Последствия преступного уклонения от проведения дезактивационных и восстановительных работ или ненадлежащее их проведение законодатель увязывает с возможным причинением смерти человеку, массовыми заболеваниями людей, либо причинением иных тяжких последствий для окружающей природной среды.
|
|
Состав преступления материальный. Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена прямая причинная связь. Преступление можно считать оконченным с момента наступления последствий.
Субъективная сторона преступления может характеризоваться в форме двойной формы вины.
Субъект преступления специальный — лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое в связи с исполняемыми должностными, профессиональными или иными функциями возложена обязанность по проведению мероприятий дезактивирующего или иного восстановительного характера в местах, подвергшихся экологическому загрязнению.
Уголовная ответственность за незаконную добычу водных животных и растений предусмотрена ст. 287 УК РК.
Следует отметить, что для более детального ознакомления с объективными и субъективными признаками данного состава преступления необходимо обратиться к работам С. М. Иманбаева.
|
|
Под незаконной добычей водных животных и растений понимается незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или растений, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, либо с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока, либо иных способов, массового истребления указанных водных животных и растений, либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, либо на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
Объектом преступления является право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Непосредственным объектом незаконной добычи водных животных и растений являются отношения по охране и рациональному использованию водных живых ресурсов как составной части природной среды.
Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использованию животного мира» от 9 июля 2004 г. определяет животный мир как единый объект, объединяющий все живые организмы — от низших форм до высших, находящихся в состоянии естественной свободы. Морские звери — это животные, средой обитания которых является море (с возможным использованием и побережья). К ним относятся тюлени, нерпы, дельфины и тому подобные. Поскольку говорится об иных водных животных, имеются в виду пресноводные и пушные звери (например, выдра, ондатра, бобер, нутрия). Под растениями в данной статье понимается дикорастущая на дне водоема растительность (например, водоросли), имеющая промысловое значение.
Местом незаконной добычи водных животных и растений в соответствии ст. 1 ст. 287 УК РК являются все водоемы (внутренние моря, реки, озера, пруды, водохранилища и их придаточные воды), которые используются или могут использоваться для рыболовства либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов (ст. 47 Закона).
С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 287 УК РК, заключается в незаконной добыче рыбы, морского зверя и иных водных животных или растений при условии, если такая добыча:
а) причинила крупный ущерб (крупным ущербом признается ущерб, в триста раз превышающий месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления);
б) велась с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов их массового истребления. Иные способы массового истребления предполагают применение таких средств, которые причиняют вред большому количеству
рыбы и животных (например, применение мелкоячеистых сетей). Под вредом имеется в виду как гибель, так и искалечивание:
в) в местах нереста или миграционных путях к ним (принадлежность акватории к этим местам может быть общеизвестным фактом либо доказываться с помощью экспертов);
г) на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
В соответствии с п. 16 нормативного постановления Верховного Суда РК от 18 июня 2004 г. № 1 «О применении судами законодательства об ответственности за некоторые экологические преступления», данное преступление считается оконченным с момента начала выслеживания, преследования, добычи, ловли независимо от того, были ли фактически добыты рыба, водные или иные животные и растения. В тех случаях, когда обязательным признаком преступления является причинение значительного или крупного ущерба, оконченный состав преступления может иметь место лишь при фактическом наступлении такого ущерба.
Согласно примечанию к ст. 288 УК РК значительным ущербом признается размер ущерба, в сто и более раз превышающий месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления. Крупным ущербом признается ущерб, в триста и более раз превышающий месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.
|
|
В соответствии со ст. 1 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 июля 1997 i. и ст. 67 Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. особо охраняемые природные территории - это участки земель, вод, лесов с правовым режимом особой охраны либо регулируемых режимом хозяйственной деятельности, обеспечивающих сохранение и восстановление государственного природно-заповедного фонда.
В Республике Казахстан выделяются в зависимости от целей, режимов охраны и особенностей использования следующие виды особо охраняемых природных территорий:
-государственные природные заповедники, включая биосферные;
-государственные национальные природные парки;
-государственные природные парки;
-государственные памятники природы;
-государственные заповедные зоны;
-государственные природные заказники,
-государственные зоологические парки;
-государственные ботанические сады;
-государственные дендрологические парки;
-леса особо охраняемых природных территорий;
-водоемы, имеющие особое государственное значение или особую научную ценность;
-водно-болотные угодья, имеющие международное значение;
-участки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и иную ценность.
Законодательством Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий
В зависимости от ценности объектов государственного природно-заповедного фонда особо охраняемые природные территории подразделяются по категориям на особо охраняемые природные территории местного и республиканского значения.
Порядок образования, режимы охраны и пользования, условия деятельности особо охраняемых природных территорий устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
|
|
Отдельные вопросы деятельности особо охраняемых природных территорий определены в вышеназванном Законе РК от 15 июля 1997 г..№ 162-1.
На основании ст. 68 Закона РК «Об охране окружающей среды» чрезвычайная экологическая ситуация — это неблагополучная экологическая обстановка, возникшая на определенной территории в результате деятельности человека или стихийных сил природы, характеризующаяся глубокими и устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды, опасными для жизни и здоровья людей, сохранения растительного и животного мира.
При чрезвычайной экологической ситуации на отдельных территориях республики могут быть запрещены или ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению (воспроизводству) природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, социальной защите населения в порядке, предусмотренном законодательством.
Чрезвычайная экологическая ситуация на той или иной территории объявляется Правительством. Территории с чрезвычайной экологической ситуацией на основании ст. 69 указанного Закона могут быть объявлены зонами экологического бедствия, если вследствие неблагополучной экологической обстановки нанесен существенный вред здоровью населения и (или) произошли разрушения естественных экологических систем, деградация флоры и фауны. Зоны экологического бедствия объявляются Законами РК.
Незаконной является добыча без надлежащего разрешения компетентных органов, то есть органов рыбоохраны, и добыча в запретное время, в недозволенных местах, недозволенными орудиями и способами.
Наличие разрешительного документа, выданного компетентными органами на добычу водных животных и растений, не исключает ответственности по комментируемой статье, если добыча производилась в запрещенное время, либо в запрещенном месте, либо запрещенными орудиями и способами.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершенно только умышленно: виновный сознает, что он совершает незаконную добычу водных животных и растений, и желает этого.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 2 ст. 287 устанавливает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Использование служебного положения при совершении преступления может иметь место в форме, например, получения незаконного разрешения на добычу, организации охоты в заповеднике, осуществления незаконной добычи без разрешения (например, в служебной командировке) в расчете на свою должность, авторитет, использование подчиненных при незаконной добыче и т.д.
Во всех случаях служебное положение используется субъектом для того, чтобы обеспечить либо облегчить незаконную добычу рыбы, водных животных и растений для себя или других лиц с помощью своих служебных полномочий. Если должностное лицо вступает в сговор с браконьерами, выступая в качестве пособника, оно несет ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных анализируемой нормой и соответствующей нормой, предусматривающей ответственность за преступления против интересов государственной службы.
На основании ч. 2 ст. 31 УК РК незаконная добыча водных | животных и растений признается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если в ней участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.
На основании ч. 3 ст. 31 УК РК незаконная добыча водных животных и растений признается совершенной организованной группой, если она совершена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
В ранее действующей редакции ст. 287 УК РК состояла из двух частей.
В части первой ст. 287 УК РК речь шла об уголовной ответственности за незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных или растений, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, либо с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока, либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений, либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, либо на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией. Часть вторая ст. 287 УК РК предусматривала то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В новой редакции, в соответствии с Законом РК от 9 декабря 2004 г. ст. 287 УК РК отныне состоит из трех частей.
Законодателем в соответствии с внесенными изменениями, из части первой в качестве самостоятельных обстоятельств, отягчающих вину, выделены такие признаки, как причинение значительного ущерба и применение взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений. Санкция ч. 1 ст. 287 УК РК была дополнена новым видом дополнительного наказания — конфискация имущества. Кроме того, Законом РК от 9 декабря 2004 г. часть вторая анализируемой нормы представлена в новой редакции, в которой в качестве отягчающих вину обстоятельств предусмотрены следующие признаки:
а) неоднократно;
б) в отношении осетровых видов рыб;
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;
г) лицом с использованием своего служебного положения;
д) группой лиц по предварительному сговору;
е) с применением самоходного транспортного плавающего средства;
ж) на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
Санкция части 1 ст. 287 УК РК также дополнена новым видом дополнительного наказания — конфискация имущества. Что же касается части третьей, то законодателем впервые предусмотрена уголовная ответственность за совершенное деяние, если оно повлекло причинение крупного ущерба либо совершенное организованной группой. Данное нововведение законодателем говорит о повышенной общественной опасности совершаемого преступления, если эти деяния повлекли крупный ущерб либо совершены организованной группой.