Статья 288 УК РК предусматривает уголовную ответственность за незаконную охоту.
Более детальное рассмотрение объективных и субъективных признаков данного состава преступления дается в диссертации С. М. Иманбаева1.
Согласно ч. 1 ст. 288 УК РК незаконной охотой признается охота, совершенная:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайно экологической ситуацией.
Родовым объектом рассматриваемого преступления является право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Непосредственным объектом незаконной охоты являются общественные отношения в области рационального использования, охраны, воспроизводства и обеспечения экологически необходимой численности животного мира.
Все дикие звери и птицы, в том числе выпущенные в целях разведения в охотничьи угодья РК, независимо от того, в чьем ведении находится территория, на которой они обитают, составляют государственный охотничий фонд. Его охрана и использование регулируется специальными правилами Эти правила изложены в Законе РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 г.
Охота — это вид специального пользования животным миром, при котором осуществляется изъятие видов животных, являющихся объектом охоты, из среды обитания (п. 1 ст. 32 Закона).
Под незаконной охотой следует считать выслеживание с целью добычи, или сама добыча диких птиц и зверей без соответствующего разрешения либо вопреки запрету, либо лицом, не имеющим право на охоту или незаконно получившим лицензию на осуществление охоты, либо осуществление охоты вне ведомственных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами (п. 9 нормативного постановления Верховного Суда РК от 18 июня 2004 г. «О применений судами законодательства об ответственности за некоторые экологические преступления»).
Незаконная охота признается преступлением лишь при наличии одного из следующих, указанных в законе, признаков:
а) с причинением значительного ущерба. В соответствии с примечанием к ст.288 УК РК под значительным ущербом следует понимать размер ущерба в сто и более раз, превышающий
месячный расчетный показатель. Данный признак впервые введен в ст. 288 УК РК Законом РК от 9 декабря 2004 г. Согласно внесенным изменениям, причинение крупного ущерба образует особо квалифицированный состав, предусмотренный ч. 3 ст. 288УКРК;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей. Кроме того, в результате такой охоты, особенно при применении взрывоопасных веществ и газов, появляется значительное количество искалеченных птиц и зверей. Механическими транспортными средствами являются автомашины различных марок и назначения, мотоциклы, катера, моторные лодки и т.д. В законе говорится также и о воздушном судне, например им может быть вертолет, самолет. Необходимо отметить, что данный квалифицирующий признак возможно вменить только в том случае, когда транспортное средство используется непосредственно как орудие охоты и в процессе охоты, а не как средство доставки нарушителей к месту охоты или перевозки добытого;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена. Перечень птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, содержится в Типовых правилах охоты, утвержденных Главным управлением по охране животного мира 13 февраля 1991 г., либо в постановлениях Правительства РК, например: постановлении Правительства РК от 14 февраля 1997 г. № 219 «Об утверждении программы сохранения, восстановления и использования хищных птиц Республики Казахстан»; постановлении Правительства РК от 29 апреля 1999 г. № 527 «О мерах по охране и воспроизводству сайгака».
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения птицы и звери включаются в Красную книгу РК постановлениями Правительства. Так, к примеру, имеются следующие постановления: постановление Правительства РК от 19 июня 1998 г. № 573 «Об утверждении Перечня видов беспозвоночных животных для занесения в Красную книгу Республики Казахстан»; постановление Кабинета Министров РК от 21 августа 1995 г. № 1152 «Об утверждении Перечня видов и подвидов животных, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан», «Перечня видов охотничьих животных, разрешенных к добыче в Республике Казахстана, «Перечня охотничьих животных, добыча которых разрешается по лицензиям в Республике Казахстан». В настоящее время в Красную книгу РК включены 129 видов и подвидов позвоночных животных: млекопитающие - 42 вида; птицы - 58 видов; пресмыкающиеся — 10 видов; земноводные — 3 вида; рыбы — 16 видов и беспозвоночные животные - 106 видов;
г) на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайно экологической ситуацией.
В соответствии со ст. 1 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 июля 1997 г. и ст. 67 Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. особо охраняемые природные территории — это участки земель, вод, лесов с правовым режимом особой охраны либо регулируемых режимом хозяйственной деятельности, обеспечивающих сохранение и восстановление государственного природно-заповедного фонда.
В Республике Казахстан выделяются в зависимости от целей, режимов охраны и особенностей использования следующие виды особо охраняемых природных территорий:
-государственные природные заповедники, включая биосферные;
-государственные национальные природные парки;
-государственные природные парки;
-государственные памятники природы;
-государственные заповедные зоны;
-государственные природные заказники;
-государственные зоологические парки;
-государственные ботанические сады;
- государственные дендрологические парки;
- леса особо охраняемых природных территорий;
-водоемы, имеющие особое государственное значение или особую научную ценность;
-водно-болотные угодья, имеющие международное значение;
-участки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и иную ценность.
Законодательством Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий.
В зависимости от ценности объектов государственного природно-заповедного фонда особо охраняемые природные территории подразделяются по категориям на особо охраняемые природные территории местного и республиканского значения.
Порядок образования, режимы охраны и пользования, условия деятельности особо охраняемых природных территорий устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
На основании ст. 8 Закона РК «Об охране окружающей среды» чрезвычайная экологическая ситуация— это неблагополучная экологическая обстановка, возникшая на определенной территории в результате деятельности человека или стихийных сил природы, характеризующаяся глубокими и устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды, опасными для жизни и здоровья людей, сохранения растительного и животного мира.
При чрезвычайной экологической ситуации на отдельных территориях республики могут быть запрещены или ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению (воспроизводству) природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, социальной защите населения в порядке, предусмотренном законодательством.
Чрезвычайная экологическая ситуация на той или иной территории объявляется Правительством. Территории с чрезвычайной экологической ситуацией на основании ст. 69 Закона могут быть объявлены зонами экологического бедствия, если вследствие неблагополучной экологической обстановки нанесен существенный вред здоровью населения и (или) произошли разрушения естественных экологических систем, деградация флоры и фауны. Зоны экологического бедствия объявляются Законами РК.
Незаконная охота, предусмотренная п. «а»ч. 1ст. 288УКРК, признается оконченным преступлением с момента причинения значительного ущерба. В остальных случаях (пп. «б», «в», «г») — с момента начала выслеживания птиц и зверей независимо от того, были ли они отстреляны или отловлены. Это вытекает из нормативного определения понятия «охота». Так, в соответствии со ст. 39 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 г., охотой является добывание млекопитающих (кроме морских), птиц, пресмыкающихся и земноводных, обитающих в состоянии естественной свободы. Промысловой охотой считается добывание диких животных с целью получения хозяйственно полезной продукции, а любительской и спортивной — с целью удовлетворения спортивных и эстетических потребностей граждан и для личного потребления добытой продукции. О минимальных ставках платежей на добычу диких животных гражданами и юридическими лицами РК указывается в постановлении Правительства РК от 11 августа 1998 г. № 760, а иностранными гражданами на территории РК - в постановлении Правительства РК от 22 июля 1998 г. № 688.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы и цель совершения этого преступления на квалификацию не влияют, но должны учитываться при назначении наказания. Анализ судебно-следственной практики показывает, что в большинстве случаев незаконная охота совершается с корыстным мотивом.
Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В части 2 ст. 288 УК РК предусмотрен квалифицирующий признак совершения незаконной охоты неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В соответствии с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы РК и Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам упрощения процедур расследования уголовных дел, декриминализации некоторых составов преступлений и совершенствования законодательства об административных правонарушениях» от 9 декабря 2004 г. в часть вторую рассматриваемой нормы законодатель включил такой квалифицирующий признак как неоднократность. Понятие неоднократности дано в п. 1 ст. 11 УК РК, под которым признается совершение двух или более деяний, предусмотренных одной и той же статьей или частью статьи Особенной части настоящего Кодекса.
Совершение незаконной охоты лицом с использованием своего служебного положения, могут быть разнообразными. Для того, чтобы установить, какие конкретно обязанности по службе были нарушены должностным лицом, необходимо обратиться к нормативным актам, которые регулируют служебную деятельность тех или иных должностных лиц и определяют их права и обязанности.
Установление пределов полномочий должностного лица — необходимая предпосылка, позволяющая рассматривать определенные действия (бездействия) должностного лица как злоупотребление должностными полномочиями. Использование должностным лицом своих служебных полномочий означает, что должностное лицо совершает то или иное действие (или бездействует, не совершая обязательных для него действий) по службе в пределах круга его служебных полномочий. Опасность злоупотребления должностными полномочиями определяется именно тем, что преступное деяние при рассматриваемом преступлении совершается при исполнении должностным лицом своих обязанностей непосредственно по службе.
Незаконная охота признается совершенной группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 с г. 31 УК РК), если в ней участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.
Если ранее данная статья была представлена в двух частях, то согласно внесенным изменениям Законом РК от 9 декабря 2004 г., ст. 288 УК РК представлена в трех частях, где впервые законодатель предусмотрел в ч. Зет. 288 УК РК уголовную ответственность за совершенное преступление с причинением крупного ущерба либо организованной группой.
Незаконная охота признается совершенной организованной группой, если она совершена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. Зет. 31УКРК).
Согласно примечанию к ст. 288 УК РК незаконная охота признается совершенной с причинением крупного ущерба, в триста и более раз превышающий месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.
Незаконная охота признается совершенной организованной группой, если она совершена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. Зет. 31УКРК).
Кроме того, Законом РК от 9 декабря 2004 г., санкция указанной части ст. 288 УК РК дополнена таким новым видом дополнительного наказания как конфискация имущества.
Примером того является рассмотренное уголовное дело Коллегией Верховного Суда РК в отношении М, признанного виновным в умышленном причинении смерти потерпевшему К., находившегося при исполнении своей служебной деятельности, незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия, а также в незаконной охоте на особо охраняемой природной территории в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена. Из материалов уголовного дела следует, что М., взяв из дома ружье с целью охоты, пошел на территорию Или-Алатауского Государственного Национального парка, где встретил потерпевшего К., верхом на лошади. Последний увидев у него ружье, стал требовать его сдачи, но он отказался. Когда К. слез с лошади, чтобы отобрать ружье, он стал убегать от него, а К. стал догонять его, тогда он произвел выстрелы в сторону потерпевшего. От полученных огнестрельных ранений К. скончался. По приговору Коллегии Верховного Суда РК действия М. квалифицированы правильно и он осужден по совокупности ч. 2 ст. 96, ст. 251,ч. 1 ст. 288 УК РК к 13 годам лишения свободы.
В качестве постановки вопроса следует отметить о том, что конструкция ст. 288 УК в нынешней редакции не совсем удачная, так как в чч. 2 и 3 законодатель установил ответственность за один и тот же признак: совершение незаконной охоты «организованной группой» с различными санкциями, что нарушает принцип построения законодательной техники уголовно-правовой нормы. Кафедра уголовного права и криминологии в этой связи полагает, что в ч. 2 ст. 288 УК РК такой признак как «организованная группа» является излишним, и поэтому полагаем, что его следует исключить из ч. 2 анализируемой нормы и оставить его в ч. Зст. 288УКРК.