Правовое сознание

1. понятие правового сознания

2. структуры правового сознания и его виды и уровни

3. деформация правосознания

4. правовое воспитание

1.Правосознание – совокупность представлений, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни. Правосознание обычно не существует в чистом виде. Оно тесно взаимодействует с другими видами и формами осознания реальности, действительности. Достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и т.д. Правосознание теснейшим образом связано с философией. Некоторые ученые считали что нормы права, их обязанности и принудительность живут лишь в сознании людей и поэтому право – явление психологическое (Петрожицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как высшего средства регулировании свободы человека (Кант и Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (Маркс, Ленин). Четвертые признавали за правом лишь роль формы и гаранта естественных прав человека (Гоббс). Русский правовед Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, государство и всю организацию общественной жизни. Он считал, что форма правления в государстве определяется монархическим или демократическим правосознанием народа. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других. Специфическая черта правосознания состоит в том, что его роль не ограничивается какой-либо стадией правового регулирования. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования: нормах права, правоотношениях и актах реализации права. От уровня, качества и содержания правосознания в значительное степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе: правомерным, социально полезным или неправомерным.

2.Правосознание – сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятие представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качество показателей могут быть различными, от примет до научно-практического. Особое значение в правовой идеологии обладают юридические науки. Научная теория определяет стратегию и проведение к жизни обстоятельства и анализ правовой агитации. В правосознании можно выделить эмоционально-правовые элементы – психология. Эмоции включаются в структуру правосознания и человек в сфере правового регулирования не может руководить рациональным мышлением. Эмоциональная окраска существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Эмоции влияют и на неправомерное поведение. Анализ отношений людей к законам позволяет выделить в сознании другие элементы:

1) информация – наличие в сознании информации о праве. Информация может быть полной и всесторонней, а может быть поверхностной

2) оценочный. Получив информацию о нормативном акте человек как-то к нему относится, его оценивает и сопоставляет с собственными ценностями

3) волевой. Узнав о законе и оценив его человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом.

Для понимания того, что есть правосознание необходимо рассмотреть его разновидности. Правосознание делиться на 3 основных вида (уровня):

1) обыденное правосознание. Этот уровень свойственен основной массе людей и формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди сталкиваются с правом, какую-то информацию получая из СМИ, наблюдая юридическую деятельность госорганов и т.д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов и правового воззрения переплетаются с нравственными представлениями

2) профессиональное. Оно складывается в ходе специальной подготовки в процессе осуществления юридической деятельности. Субъекты этого уровня правосознания обладают детальным знанием действующего законодательства, умениями и навыками его применения

3) научное (теоретическое) правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений

По субъектам правосознание делит на индивидуальные и групповые.

3.Антиподом развитого правосознания и правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и к правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях – теоретической и практической. В первом случае имеет место обоснование правового нигилизма. Когда ученые-философы и политики доказывали, что есть гораздо более важные ценности (Маркс – революция) чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против народа и жертвы среди населения.

В одном ряду с правовым нигилизмом находятся прямо противоположное явление – правовой идеализм, т.е. преувеличение реальных регуляторных возможностей права, это является сопровождением человеческой цивилизации практически на всем пути ее развития. Еще Платон считал, что главным средством строительства идеального государства будут идеальные законы, применяемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным уничтожать старые законы и принимать новые. В настоящее время то же самое. На закон нельзя возлагать слишком больших надежд в деле переустройства общества. Лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

4.Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта и правового механизма от одного поколения другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правосознания человека и правовой культуры общества. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением, поскольку воспитание не может происходить без обучения, а обучение оказывать воспитательный эффект. Различия между правовым воспитание и правовым обучением можно провести весьма условно по сферам воздействия. Воспитание влияет на ценностную и мировоззренческую сторону правосознания, а обучение на рациональную сторону, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Основной упор в деле повышения правовой культуры должен быть сделан на правовом обучении и информатизации населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакамливать население с правовой идеологией, правовым опытом и традиционной техникой стран, где уровень правовой защищенности личности и индивидуальный уровень, уровень правовой культуры и правосознания выше чем в РБ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: