Право и личность

1. правовой статус личности: понятие, структура и виды

2. основные права личности

3. юридические обязанности личности

4. гарантии прав личности. Гарантия и квалификация

1.В самом кратком виде правовой статус определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Слово «статус» в переводе с латинского означает состояние, положение. В данном случае речь идет о статусе личности человека и гражданина. Этимологически данные термины совпадают, тем не менее в литературе были высказаны предложения о разграничении понятия правовой статус и правовое положение индивида. Предлагается также рассмотреть правовой статус в узком и широком значении. Правовой статус – это комплексная категория, которая отражает взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

Виды правового статуса:

1) общий или конституционный статус гражданина

2) специальный или родовой статус определенной категории граждан

3) статус физических и юридических лиц

4) статус иностранцев и лиц без гражданства

5) статус белорусских граждан за рубежом

6) отраслевые статусы

Общий правовой статус – статус лица, как гражданина государства и члена общества. он определяется прежде всего конституцией и зависит от различных обстоятельств (семейное положение, должность, выполнение функций). Общий правовой статус является единым и одинаковым для всех.

Специальный (родовой) статус – отражает особенности положения определенной категории граждан (пенсионеры, студенты, участники войны и т.д.). Указанные слои либо группы населения базируясь на общем конституционном статусе граждан могут иметь свою специфику, а также дополнительные права, обязанности и льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный статус – фиксирует конкретику отдельного лица и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей (статус судьи конституционного суда).

Правоспособность и правовой статус это разные явления и категории, они соотносятся как часть и целое. Правовой статус базируется на правоспособности, но к ней не сводиться. Правовой статус шире, сложнее и выступает обобщенным и собираемым понятием.

2.Права и свободы человека в соответствии с общепризнанной классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные, личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальной правовой системе, в том числе и белоруской. В историческом контексте современных исследователей выделяют 3 поколения прав человека:

1) политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время буржуазными революциями и закрепленные в декларации (США)

2) социально-экономические права – они возникли под влиянием социалистических идей, движений и системы (право на труд, на социальное обеспечение, на медицинскую помощь и др.). Данные права дополнили прежние и получили отражение в соответствующих документах ООН.

3) коллективные права. Данные права были выдвинуты в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительного движения (право на мир, на независимость, на территориальную целостность, суверенитет, на достойную жизнь и т.д.).

Выделение 3-х поколений прав человека в значительной мере условно. В юридической литературе подвергнута критике концепция иерархии права в зависимости от степени их значимости. Основные права и свободы гражданина и человека содержаться в нескольких пактах. Что касается различий между правами человека и правами гражданина, то они имеют под собой определенные основания. Права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, это естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права граждан находятся под защитой того государства, которому принадлежит данное лицо. ТАКИМ ОБРАЗОМ права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные и социальные. Основные права и свободы даны человеку от природы и носят естественный неотчуждаемый характер, выступают в качестве высшей социальной ценности. В юридической науке все права граждан на профессиональном языке называются субъективными, т.е. индивидуальными.

В настоящее время высказываются отдельные предложения о необходимости пересмотра сущности и определения субъективных прав, как меры возможного поведения, в частности в контексте принципа: не запрещенное законом – дозволено. Данные авторы считают, что необязательно перечислять различные возможности, если теперь можно все, что не попадает под запрет.

Современные политические, социальные, экономические и юридические новации вполне укладываются в традиционное учение о субъективном праве, поскольку главное в этом учении – возможность иметь конкретный минимум благ и возможность определенного поведения соответствующих субъектов.

3.Необходимым компонентом взаимодействия государства, права и личности выступают юридические обязанности, без которых невозможно ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок. Юридическая обязанность – это установленная законом мера должного общеполезного поведения. Обязанность тесно связана с субъективным правом. Известно, что любая правовая система носит представительно-обязывающий характер и предусматривает как возможное, так и должное поведение. Обязанность – это способ обеспечения прав, условия их реальности и эффективности. Функциональное назначение юридической обязанности - корреспонденция субъективных прав и направлять деятельность индивидуумов в нужное русло. Обязанности – это обратная сторона права. Принцип сочетания прав и обязанностей получил свое отражение во всеобщей декларации прав человека, провозгласил, что каждый человек имеет обязанность перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. В международном пакте «о гражданских и политических правах» также зафиксировано, что отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит. Исходя из этих положений соответственно государства закрепляют в своем законодательстве более развернутый перечень обязанностей, применяющихся к конкретным условиям и национальным интересам. Достаточно распространено мнение, что слишком большой перечень обязанностей – признак тоталитарного государства. Отчасти это так. В то же время без обязанностей не может обойтись ни одно общество, и их объем зависит от причин: национальных традиций, развитости демократии, уровня политической и правовой культуры.

4.Гарантии представляют собой объемное социально-политическое и юридическое явление, которой характерно по меньшей мере 3 момента:

1) теоретический – позволяющий раскрыть предметные теоретические знания об объекте

2) идеологический – который используется политической властью для пропаганды демократических идей внутри страны

3) практические – признанные как иностранной юриспруденцией и предпосылками удовлетворения социальных благ

Гарантии – система социально-экономических, политических, юридических и организационных предпосылок, условий, средств и способов, которые создают равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов. В юридической литературе уделяется внимание классификации гарантий. Все гарантии прав человека подразделяются на общие, юридические и организационные. Общие гарантии подразделяются материальные, политические и духовные.

Материальные гарантии – единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, социальное партнерство между нанимателем и работником, производителем и потребителем и т.д.

Политические гарантии – система народовластия и возможности лично принять участие в управлении делами государства и общества

Духовные гарантии – система культурных ценностей, основанных на любви и уважении в отечеству, вере в добро и справедливость, запрет на монополизацию идеологии и т.д.

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Среди юридических гарантий следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К реализации относятся:

1) пределы прав и свобод, их конкретизацию в законодательстве

2) юридические факты, с которыми связывается использование права. Сюда также относятся процессуальные формы осуществления контроля и надзора, средства предупреждения и профилактики правонарушений и т.д.

К организационным гарантиям – деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества, правоприменения и правовой охраны. Организационные гарантии можно подразделить на контрольные, процедурные и организационно-технические.

Контрольные гарантии – система организационных предпосылок и условий, основанных на принципах постоянства, последовательности и объективности.

Процедурные гарантии – порядок, способы и условия повышения эффективности социальных норм (в кодексе "о судоустройстве и статусе судей" установлены организационные и юридические гарантии независимости судей. Определение, вынесенное судом во время судебного разбирательства подлежат оглашению. Также устанавливаются процедуры прекращения полномочий судьи).

Организационно-технические гарантии представляют собой комплекс мер, связанных с применением науки и техники, в том числе учетных, контрольных и выполнение некоторых других функций (технические средства помогают депутатам при голосовании и подсчете голосов).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: