Оценка конъюнктуры рынка

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, в которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Характеризуется соотношением D и S при определенном уровне соотношения цен.

Уровни конъюнктуры: общеэкономическая (страна), отраслевая, товарная конъюнктура.

Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка – установить, как деятельность предприятий и торговли влияет на состояние рынка, на перспективы его развития в будущем и какие меры следует предпринять, чтобы спрос был удовлетворен полностью.

При изучении конъюнктуры основным направлением деятельности является сбор информации. Виды информации:

1) общая – это данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом (в стране, регионе), состояние дел в конкретной области. Источник информации – статистическая отчетность различных форм;

2) коммерческая информация – данные, получаемые при анализе деловой деятельности фирм и предприятий (о продвижении товаров, о деятельности конкурентов);

3) специальная – данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросы, выставки);

4) внутри-фирменная отчетность – информация о деятельности самой фирмы (бух. отчетность, производственная деятельность).

Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе основных показателей, характеризующих производство и поставку товаров.

К основным показателям относятся:

1) производство товаров в ассортименте;

2) обновление товарного ассортимента;

3) обеспечение материалами, сырьем, производственными мощностями;

4) запасы товаров в ассортименте как на складе предприятия, так и в торговых организациях;

5) количество забракованных товаров и рекламаций (претензии к качеству товаров);

6) продажи товаров в ассортименте;

7) динамика доли рынка, занимаемой предприятием;

8) динамика доли рынка основных конкурентов;

9) изменения в спросе потребителей;

10) величина неудовлетворенного спроса;

11) динамика цен;

12) объем продаж по сниженным ценам (причины).

Для изучения конъюнктуры рынка ставится задача не только определения его фактического состояния в тот или иной момент времени, но и разработки прогноза его развития на ближайший период. По своему характеру прогноз является краткосрочным (до 1 года).

При прогнозе показателей конъюнктуры чаще всего применяются эк-статистические методы анализа и модели прогнозирования.

Прогноз конъюнктуры носит многовариантный характер. Причины:

- все расчетные величины прогноза не м.б. определены однозначно, они, как правило, находятся в динамике;

- один и тот же показатель м.б. определен с помощью различных методов и в итоге получаем разные данные;

- расчеты конъюнктуры могут выполнятся и должны выполнятся с учетом различных факторов и обстоятельств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: