Конъюнктура рынка – это совокупность условий, в которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Характеризуется соотношением D и S при определенном уровне соотношения цен.
Уровни конъюнктуры: общеэкономическая (страна), отраслевая, товарная конъюнктура.
Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка – установить, как деятельность предприятий и торговли влияет на состояние рынка, на перспективы его развития в будущем и какие меры следует предпринять, чтобы спрос был удовлетворен полностью.
При изучении конъюнктуры основным направлением деятельности является сбор информации. Виды информации:
1) общая – это данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом (в стране, регионе), состояние дел в конкретной области. Источник информации – статистическая отчетность различных форм;
2) коммерческая информация – данные, получаемые при анализе деловой деятельности фирм и предприятий (о продвижении товаров, о деятельности конкурентов);
3) специальная – данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросы, выставки);
|
|
4) внутри-фирменная отчетность – информация о деятельности самой фирмы (бух. отчетность, производственная деятельность).
Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе основных показателей, характеризующих производство и поставку товаров.
К основным показателям относятся:
1) производство товаров в ассортименте;
2) обновление товарного ассортимента;
3) обеспечение материалами, сырьем, производственными мощностями;
4) запасы товаров в ассортименте как на складе предприятия, так и в торговых организациях;
5) количество забракованных товаров и рекламаций (претензии к качеству товаров);
6) продажи товаров в ассортименте;
7) динамика доли рынка, занимаемой предприятием;
8) динамика доли рынка основных конкурентов;
9) изменения в спросе потребителей;
10) величина неудовлетворенного спроса;
11) динамика цен;
12) объем продаж по сниженным ценам (причины).
Для изучения конъюнктуры рынка ставится задача не только определения его фактического состояния в тот или иной момент времени, но и разработки прогноза его развития на ближайший период. По своему характеру прогноз является краткосрочным (до 1 года).
При прогнозе показателей конъюнктуры чаще всего применяются эк-статистические методы анализа и модели прогнозирования.
Прогноз конъюнктуры носит многовариантный характер. Причины:
- все расчетные величины прогноза не м.б. определены однозначно, они, как правило, находятся в динамике;
- один и тот же показатель м.б. определен с помощью различных методов и в итоге получаем разные данные;
- расчеты конъюнктуры могут выполнятся и должны выполнятся с учетом различных факторов и обстоятельств.