Оформление контрактов с агентством
Компенсация для РА.
Компенсация за работу РА — дело индивидуальных переговоров между вами и РА. Многие РА имеют самые разные формы договоренностей с разными клиентами и даже с одним клиентом по разным работам.
АААА на этот счет выработала четыре типа компенсации РА от клиента. Они покрывают приблизительно 99% всех форм этих отношений между РА и клиентом.
1. Договор с учетом комиссионных:
комиссионные от средства размещения рекламы плюс расходы на виды услуг, оказанных РА, плюс расходы на более мелкие виды работ;
комиссионные плюс расходы на услуги;
только комиссионные.
2. Договор с учетом комиссионных и гонорара:
один из вышеперечисленных видов договора о комиссионных плюс добавочный гонорар;
один из видов договора о комиссионных, но в рамках оговоренной вилки максимума/минимума.
3. Фиксированный гонорар:
общая сумма гонорара, оговоренная заранее.
4. Общая оплата по счетам:
оплата по предъявленным в конце работы счетам. Комиссионные, несмотря на то, что их величина колеблется и зависит от размеров РА, остаются самой большой составляющей. Большие РА, поставляющие больше рекламы, получают больше комиссионных, малые — большую часть своих счетов покрывают за счет оплаты видов работ. В целом мы имеем:
|
|
Агентства | Комиссионные | Другие виды оплат |
Большие | 75% | 25% |
Средние | 55% | 45% |
Малые | 35% | 65% |
Вступая в отношения с РА, оформите свои соглашения в письменном виде. Это предохранит и вас, и РА от недопонимания в будущем, в ходе работ. Есть несколько принципов во взаимоотношениях РА и клиента, наработанных за многие годы методом проб и ошибок;
как уже упоминалось ранее, РА не может в одно и то же время осуществлять работы по рекламированию конкурирующего продукта без согласия первого клиента. Точно так же клиент, как правило, соглашается не обращаться в одно и то же время к услугам другого РА по рекламе одного и того же продукта без согласия первого РА;
РА считает своим долгом получать одобрение от клиента на все свои траты, связанные с ходом работ по заданию клиента;
клиент расплачивается с РА до того, как РА расплачивается со средством размещения рекламы. И РА обычно соглашается предоставлять клиенту все скидки средства, в тех случаях, когда клиент заработал их своими своевременными оплатами.
Ваши ежедневные контакты с РА проходят, как правило, на уровне владельцев РА, или — в больших РА — с исполнительными лицами, опытными в деле контактов с клиентами. Такое лицо заботится в рамках контракта о том, чтобы ваши интересы были соблюдены, чтобы вся работа была скоординирована, расходы контролировались.
|
|
Помимо этой фигуры большие РА имеют структуру двух типов. РА может строиться как совокупность групп. Одна группа осуществляет контракт, планирование и творческую работу для одного или нескольких клиентов, подобная же группа ведет работу для других клиентов. Обычно все группы используют централизованную группу по производству печатной и аудиовизуальной рекламы и расчетную группу. И все они замыкаются на общем плановом отделе.
Альтернативный способ организации может состоять в отсутствии этих групповых перегородок. Все отделы обслуживают всех клиентов. Некоторые РА свободно варьируют эти два способа организации. Тут нужно иметь в виду, что РА должно быть готово к размещению рекламы в любом из средств. Это требует наличия специалистов в самых разных областях. Траты на оплату людей, не задействованных в реальных работах, составляют до двух третей в расходах РА. Эта оплата «постоянной готовности обслужить клиента» — важнейший фактор в стоимости услуг РА, и в определенной мере это объясняет степень риска в рекламном бизнесе. Тем не менее бизнес этот на удивление стабилен. Некоторые агентства существуют около ста лет.