double arrow

Внешние потоки энергии, действующие на судно и его СТС


К внешним относятся энергия солнца, ветра и воды (рис. 1.3). При плавании по "тихой воде"(рис. 1.3, а) к числу внешних потоков от­носятся поток химической энергии, вызывающий коррозию корпуса судна и расположенных на палубе СТС, а также т.н. "солнечный ветер" - давление, создаваемое идущим от Солнца потоком плазмы.




Рис. 1.3. Внешние потоки энергии, действующие на судно во время перехода, и де­формация изгиба его корпуса: а — плавание по "тихой" воде (нагрузка на днище рав­номерно рассредоточена); б, в - плавание в штормовых условиях (б - листы палубы сжаты, днища - растянуты; в - листы палубы растянуты, днища - сжаты)

Создаваемое им силовое давление ничтожно мало и не сказывается на скорости судна. Однако нагрев материалов вследствие поглощения электромагнитного излучения – света – нужно учитывать. Например:

магнитного излучения - света - нужно учитывать. Например:

• корпуса морских судов, плавающих преимущественно в районе тропи­ков (круизные пассажирские суда), в целях повышения комфорта для людей, уменьшения расхода энергии на работу холодильных устано­вок) предпочтительнее окрашивать в белый цвет;




• находящиеся на палубе баллоны для газовой сварки обязательно пре­дохраняют от прямых солнечных лучей во избежание их взрыва;

• швартовные канаты из полимерных материалов для уменьшения скоро­сти "старения", ведущего к их охрупчиванию, обязательно должны предохраняться от воздействия прямых солнечных лучей.

Вес судна уравновешивается равномерно распределенной по днищу си­лой Архимеда (т.н. "силой поддержания"), вследствие чего корпус судна практически не испытывает деформаций, а сопротивление воды компенсиру­ется силой упора винта, создаваемой внутренним потоком энергии (см. рис. 1.4). Таким образом, в данной ситуации корпус судна находится в условиях действия статических нагрузок, наиболее благоприятных для его материала.

При плавании в штормовых условиях(рис. 1.3, б, в) к потоку солнеч­ной энергии (а чаще всего - вместо него) добавляются энергетически мощ­ные ветровые и водные потоки переменной интенсивности. Нагрузка на кор­пус судна и его материал приобретает динамический характер, а внутренние потоки энергии в пропульсивном комплексе также становятся неравномер­ными и, в целом, возрастают. Это позволяет за счет увеличения силы упора винта преодолевать ветровую и волновую нагрузку на корпус судна.

Следует отметить, что в штормовых условиях начинаются значительные деформации корпуса судна - знакопеременный изгиб. Действительно, харак­тер нагружения днища меняется. Сила поддержания, удерживающая судно на плаву, становится сосредоточенной и прикладывается к корпусу судна в од­ной или нескольких точках (опорах). Число опор корпуса зависит от соотношения и его положения относительно вершин волн в данный момент времени. Длина же волны значительно отличается при плавании в различных акваториях (табл.1.1).



Наиболее опасными являются волны, равные длине корпуса, для двух стандартных положений: а) вершина волны совпадает с миделем, б) "подош­ва" волны совпадает с миделем - сечением корпуса, находящимся посредине его длины. В этом случае напряжения в материале достигают максимума, и результатом такого воздействия может быть образование значительных де­формаций, трещин в корпусе судна и его разрушение (рис. 1.4).

В заключение следует отметить, что помимо потоков механической энер­гии, течение и воздушный поток (содержит пары морской воды) являются носителями химической энергии - взаимодействуя с корпусом судна и па­лубными СТС, они приводят к их коррозии.







Сейчас читают про: