Опорный конспект. Литература для самообразования

Литература для самообразования

Авторская школа

Признаки гуманистически ориентированной воспитательной системы

Принципы деятельности воспитательной системы

Интегрирующих отношений.

Среды системы (семья, детский сад, дом детского творчества, центры реаби­литации и коррекции, стадионы, клубы и т. п.).

Управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в целостную систе­му и развитие этой системы.

- системность;

- принцип ведущего звена;

- объективность;

- принцип здравого смысла;

- оптимальность;

- демократизм;

- эффективность;

- дисциплина и порядок;

- принцип точно поставленных целей;

- стимулирование;

- информационная достаточность;

- вознаграждение;

- принцип обратной связи;

- поощрение инициативы.

Могут вводиться и другие принципы, связанные со спецификой общей концеп­ции воспитательной системы.

- Наличие единой концепции развития школьной воспитательной системы.

- Формирование здорового образа жизни.

- Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия.

- Обеспечение защитных функций коллектива.

- Разнообразная и многообразная совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.

Авторские школы, как правило, являются воспитательной системой

Авторская школа — экспериментальное образовательное учреждение, де­ятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогиче­ских и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.

Признаки авторской школы

- Системность учебно-воспитательной модели.

- Индивидуально-личностный характер модели.

- Автономность и саморегулируемость модели.

- Альтернативность возникновения и самореализации.

- Преемственность развития.

- Социальность проявления.

- Инновационность позиций.

- Противоречивость и проблемность развития.

Виды авторских школ

По именам их создателей:

- Школа В. А. Караковского

- Школа Е. А. Ямбурга

По обобщающим названиям идей, положенных в основу образовательно-вос­питательной системы школы:

- Школа самоопределения (А. Н. Тубельского)

По созданным педагогами прошлого воспитательным системам:

- Школа А. С. Макаренко

- Школа В. А. Сухомлинского

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение воспитательной системе.

2. Какова структура воспитательной системы?

3. Каковы критерии эффективности воспитательной системы7

4. Какое значение имеет авторитет воспитателя при осуществлении методов воспитания7

Домашнее задание

Обязательное:

- Создать глоссарий по основным понятиям темы

- Дайте характеристику основных зарубежных и российских воспитательных систем

- Проанализировать план работы классного руководителя (воспитателя). Сделать вывод и дать ему оценку.

По выбору:

Составить воспитательный план работы с детьми определенного класса (на неделю, месяц) и защитить его.

Индивидуальное:

Подготовить презентацию об отечественных и зарубежных системах воспитания

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под. ред. Н.Л. Селивановой.- М., 2000

Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.: ВЛАДОС,2004

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный.- М.- Ростов-на-Дону, 2005

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.,2000

Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,2002

Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.: «Академия»,1999

Учебно- воспитательные комплексы- новый тип школы для XXI века / Под ред. И.Ф.Исаева.- Белгород, 2001

Тема 3.14. Функции, основные направления и формы деятельности учителя-классного руководителя

Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1.)

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.)

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК5)

- анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий (ПК 2.4.)

- определять цели и задачи, планировать внеклассную работу (ПК 3.2.)

- анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий (ПК 3.4.)

- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (ПК 4.4.)

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

- значение и логику целеполагания в воспитании и педагогической деятельности;

- методы воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях обучения

уметь:

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления

Основные понятия темы: классный руководитель, воспитательная работа, педагогическая поддержка, родительское собрание, родительский комитет; планирование перспективное, текущее, оперативное

Классный руководитель — педагог, занимающийся организацией, коорди­нацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из веду­щих фигур в воспитательной системе школы.

Цели воспитательной деятельности классного руководителя

- Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищен­ности, безопасности, эмоционального комфорта).

- Оранизация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и саморе­ализации в настоящей и будущей взрослой жизни.

- Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в совместном общении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: