Детский коллектив — детская группа, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
Критерии динамики формирования коллектива
-общие социально значимые цели, совместная организованная деятельность;
-отношения ответственной зависимости, рациональное распределение социальных ролей, равенство прав и обязанностей членов коллектива;
- активная организаторская роль органов самоуправления;
- устойчивые позитивные взаимоотношения, сплоченность, взаимопонимание;
- коллективистское самоопределение членов, коллективистская идентификация;
- уровень референтности, возможность обособления личности в группе.
Отношения к другим коллективам | Задачи воспитателя | Эволюция требований |
Коллективные связи проявляются очень слабо или совсем отсутствуют. Могут быть отдельные личные контакты | Активно узнавать детей, выявлять актив | Требования — прямые, категоричные, ясные и решительные |
субъект воспитания | ||
Формируется коллективное самосознание — «Мы — коллектив». Складываются действенные реальные связи с другими детскими коллективами | Расширять актив, способствовать вовлечению всех детей в активную совместную деятельность | Требование — опосредованное через актив |
субъект воспитания | ||
Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в школе и вне ее | Поддерживать и стимулировать самоуправление и интерес к другим коллективам | Требование предъявляет коллектив в форме общественного мнения |
субъект воспитания | ||
Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются | Поддерживать и стимулировать потребность в самовоспитании у каждого воспитанника | Требования каждый предъявляет себе сам |
субъект воспитания |
|
|