Состав и формирование правительства

Полномочия правительства как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Они охватывают важнейшие вопросы государственной жизни, традиционно относящиеся к полномочиям исполнительной власти, исходя из границ между исполнительной, законодательной и судебной властями.

В строгом понимании правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране.

Общая характеристика правительства и его компетенция.

IX. ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

В его состав входят руководители министерств и центральных ведомств.

Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования:

• Правительство - в Чехии, Колумбии;

• Кабинет - в Японии;

• Совет министров - в Индии;

• Совет министров (Правительство) - во Франции, на Кубе;

• Государственный совет - в Китае;

• Федеральное правительство - в Германии;

• Федеральный совет - в Швейцарии;

• Административный совет - в КНДР и т.д.

Различия в наименовании не влекут за собой изменение сущности правительства. Оно создается практически при любых формах правления. Однако конституционный статус и роль правительства могут быть различными и зависят от особенностей, которые сложились в той или иной стране.

Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера: Кабинет - в Великобритании, Постоянное бюро - в Китае, Президиум - в Италии и т.п., а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и др. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются.

С точки зрения своего политического состава правительство бывает:

• однопартийным;

• коалиционных;

• беспартийным.

Однопартийное правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) - образуется, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате. (Великобритания).

Коалиционное (многопартийное) правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) - образуется, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство - это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. (Германия, Италия).

Беспартийное правительство - образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, деловым или чиновничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе.

Полномочия:

• формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью (направление и координация деятельности аппарата через министерства, департаменты и другие ведомства);

• участие в законодательной деятельности (использование делегированного законодательства, проявление законодательной инициативы);

• исполнение законов (активные действия правительства по претворению обязывающих предписаний законов, самостоятельная нормотворческая деятельность);

• составление и исполнение бюджета (здесь инициатива и полномочия всецело принадлежат правительству);

• осуществление внешней политики (контролирует и направляет деятельность всех органов, осуществляющих внешнеполитические функции, комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингенты вооруженных сил, руководит деятельностью органов внешней разведки, ведет международные переговоры, заключает международные договоры и соглашения);

• полномочия в условиях чрезвычайного положения (во многих странах действует специальное законодательство (Великобритания, США, ФРГ и т.д.).

В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами:

• парламентским;

• внепарламентским.

Парламентский способ формирования правительства используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.

Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой в неконкретной форме (Италия, ФРГ, Индия). Здесь вначале глава государства назначает главу правительства (в Италии - это председатель Совета министров, в ФРГ - Федеральный канцлер, в Индии - премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.

Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республиках. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а избирательный корпус, т.к. правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.

В некоторых президентских республиках парламент все же принимает известное участие в формировании центральной исполнительной власти. Так, в США Президент производит назначения членов Кабинета по совету и с согласия Сената. Для производства назначений Президентом Филиппин требуется согласие парламентской комиссии по назначениям. Тем не менее, в обеих странах есть основания считать способ формирования правительства внепарламентским, ибо контроль за назначениями со стороны Сената США или комиссии по назначениям Конгресса Филиппин не носит политического характера (проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов на должности) и не зависит от исхода парламентских выборов.

Состав и структура правительства очень разнообразны и в ряде стран (Великобритании) никак не регулируются, что позволяет каждому новому главе правительства самому определять, какие министерства ему нужны и с каким кругом ведения.

- В Италии, ФРГ, Франции в состав правительства входят все главы центральных ведомств (министры, главы департаментов, государственные секретари), хотя в конституциях это не оговаривается.

- В других странах, напротив, структура исполнительной власти урегулирована законом (США, Швейцария, Испания, Польша).

Так, в Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в законодательном порядке.

Названия главы правительства бывают различны, однако в большинстве стран он именуется премьер-министром (Великобритания, Франция). В других странах глава правительства называется председателем Совета министров (Италия), председателем Правительства (Испания, Чехия), министром-председателем (Болгария), федеральным канцлером (Германия и Австрия).

Глава правительства наделен большими полномочиями:

• устанавливает число министерских постов, формирует правительство, осуществляя назначение и смещение его членов;

• вносит на рассмотрение парламента законопроекты;

• докладывает парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений;

• осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления;

• организует проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

• руководит внешней политикой, заключает договоры;

• организует гражданскую службу;

• составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента;

• издает правительственные указы;

• принимает решения о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: