1. Роль выборов в политическом процессе. Функции выборов
Практика выборности должностных лиц существовала еще в древности. В Древней Греции и Риме участие свободных людей в голосовании было обязательным и за это даже платили. В период средневековья и абсолютизма этот институт исчезает на сотни лет. Возродились выборы и избирательное право только в эпоху буржуазных революций в ХУШ в.
В общественно-политической жизни общества выборы имеют большое значение. Это один из главных институтов политической системы.
Выборы – это совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти; это способ формирования органов государственной власти; это способ смены правящих элит и передача власти мирным путем.
Именно путем выборов граждане реализуют свои права на управление страной через своих представителей. Избрание депутатов порождает ответственность органов власти перед населением. Через выборы формируются парламенты, органы местного управления, выбираются главы государств.
Выборы – это форма контроля масс за правящими кругами. Если власть не выражает интересы народа, то он имеет право через выборы ее сменить. Успешное проведение выборов и признание их результатов – важнейший признак легитимности власти и наличия демократического общества.
В демократических государствах организация и проведение выборов подчинены определенным принципам: обязательность, открытость, периодичность, свобода, альтернативность выборов.
Ранее институт избирательного права регулировался только внутренним законодательством страны. Современное избирательное право исходит из устоявшихся международных стандартов при строгом соответствии Конституции страны. Периодичность выборов устанавливается через законы страны. Иногда проводятся внеочередные выборы, что может быть связано с введением чрезвычайного положения или невозможностью главы государства исполнять свои полномочия (болезнь, смерть).
Весь народ страны в выборах участия не принимает. Существует понятие «избирательный корпус» - это совокупность граждан, по закону обладающих правом голоса. Избирательный корпус и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают по своему объему, т.к. часть граждан по ряду причин лишена права участвовать в голосовании. Законодательство ряда стран предусматривает легальное основание для лишения избирательных прав определенных категорий граждан. Не имеют права голосовать: члены королевской семьи; лица, отбывающие тюремное наказание; постоянно или временно лишенные политических прав; банкроты и т.д. Кроме того, существует понятие «электорат» - это часть избирательного корпуса, голосующая за конкретного кандидата или партию.
Выборы в обществе выполняют следующие функции:
1. креативная (создавать) – благодаря выборам создаются представительные органы;
2. выражение воли избирателей – состав парламента отражает политические предпочтения и настроения избирателей;
3. легитимации власти – в результате выборов парламенты становятся и признаются законными;
4. контрольная – периодические выборы позволяют избирателям контролировать избранников и в случае необходимости, могут отказать им в доверии и избрать других.
2. Избирательное право: сущность, принципы и виды
Избирательное право – это совокупность законов, регулирующих процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение результатов голосования, порядок отзыва и т.п.).
Избирательное право бывает активным и пассивным. Активное избирательное право означает, что гражданин может избирать и отзывать депутатов, участвовать в референдумах («я выбираю»). Пассивное избирательное право предполагает, что гражданин может быть избран сам, может занять место в парламенте или каком-либо другом представительном органе («меня выбирают»). Участие в выборах – это гражданский долг каждого избирателя.
Всеобщность, равенство, тайна голосования, добровольность – это основные принципы, которые отличают выборы.
Всеобщность избирательного права означает, что оно предоставляется максимальному числу взрослого населения страны независимо от пола, расы, языка, социального, имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений. В соответствии с этим принципом избирать и быть избранными могут практически все за некоторыми исключениями. Эти исключения принято именовать цензами.
Избирательный ценз – это дополнительные требования, предъявляемые и к тем, кто избирает, и к тем, кого избирают. Наиболее распространены: возрастной ценз, ценз гражданства, ценз оседлости, реже – имущественный, образовательный, ценз пола и ценз несовместимости.
Принцип равенства означает, во-первых, что каждый избиратель должен располагать равным числом голосов, чаще всего – одним. Во-вторых, все избиратели голосуют на равных условиях, т.е. избирательные округа по своей численности должны быть примерно одинаковыми. На каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа. Избиратели имеют равное число голосов и избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству. При этом избиратель сам лично решает – участвовать ли ему в выборах, за кого отдать свой голос.
Принцип тайного голосования означает, что избиратель подает свой голос без ведома и согласия других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением.
Голосование может быть очным (непосредственным) – избиратель реализует право избирать и заочным, когда его волю реализуют по его поручению другие лица. При очной форме голосования избиратель заполняет бюллетени. В некоторых африканских и азиатских странах, где значительная часть населения неграмотна, вместо бюллетеней используются урны с портретами кандидатов, куда избиратели опускают шар или жетоны.
Принцип добровольности означает, что избиратель самостоятельно принимает решение о своем участии в избирательном процессе. Органы власти не вправе принуждать граждан к участию или неучастию в выборах – это называется свободным вотумом избирателя. В то же время некоторые избиратели не являются на избирательные участки. Это явление получило название абсентеизм. Его причинами могут быть: конформизм, аполитичность, разочарование и неверие в результативность выборов, некоторые заранее согласны с любой из политических программ, их устраивает любая (только бы ничего не менялось радикально).
Способы преодоления абсентеизма предполагают введение обязательного вотума или обязательного голосования (Австралия, Австрия, Бельгия, Голландия, Италия). Выборы квалифицируются как «общественная функция», не только право, но и обязанность граждан. Закон предусматривает санкции против не пришедших голосовать: в Италии – выносится порицание исполнительными органами, списки вывешиваются; в Австралии и Люксембурге – выплачивают денежный штраф: в Австрии и на Кипре – 4-х недельное тюремное заключение.
3. Понятие и типы избирательных систем, их достоинства и недостатки
Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов. Принято разделять три типа избирательных систем – мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (фр. «majorite» – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует две ее разновидности: абсолютного и относительного большинства.
В первом случае (Франция Австралия) избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов (50%+1 голос). Так как не всегда кандидату удается собрать более половины голосов в первом туре, то проводится второй. При этом избранным считается кандидат, набравший на один голос больше, чем его конкурент. Эти выборы способствуют формированию стабильных партийных блоков.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем любой из его конкурентов (США, Канада, Великобритания). Политическим следствием ее применения является наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политических партий. Победившей партии предоставляется полное управление, а проигравшая партия автоматически становится оппозицией.
Пропорциональная система предоставляет избирателям право выбора партийных списков и основывается на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами, которые распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов.
Существует три разновидности партийных списков. Часть стран (Испания, Греция, Португалия, Израиль) придерживается правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. В ряде стран (Бельгия, Италия) применяется – система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразив свое предпочтение (преференцию). В некоторых странах (Швейцария, Люксембург) существует форма списка, называемая панаширование (смешивание) - избиратель имеет право голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам.
Для определения результатов голосования устанавливается квота, то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для этого общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.
Пропорциональная избирательная система позволяет учитывать симпатии населения, стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.
Вместе с тем имеются и недостатки. В условиях многопартийности затруднено формирование стабильного правительства. Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию. Кроме того, мелкие партии, в обмен за поддержку крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий и т.д.
Система, которая призвана соединить достоинства и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной (Германия, Россия). Избиратель имеет право на два голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за партийный список.
4. Избирательное право и избирательная система в Республике Беларусь
Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов.
В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства при избрании депутатов парламента и Президента. Выборы в местные Советы проводят по мажоритарной системе относительного большинства.
Депутаты нижней палаты Национального собрания и депутаты местных Советов определяются по округам. Всего в Беларуси 110 избирательных округов – столько же, сколько мест в Палате представителей. В законодательстве определено, что выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % избирателей, внесенных в списки для голосования. Победителем считается тот кандидат, который набрал 25% + 1 голос избирателей, пришедших на выборы. Если этого не удалось достичь ни одному из кандидатов, назначается второй тур. Здесь избирателю предстоит сделать свой выбор из двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Победителем считается тот из них, который набирает 25% + 1 голос, пришедших на выборы граждан.
По мажоритарной системе избирается и Президент страны. Однако в этом случае действуют несколько иные нормы. Так, выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% граждан, включенных в списки. При этом победителем является тот, за кого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набирает нужного числа голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Для того, чтобы победить - достаточно набрать относительное большинство.
В Конституции Республики Беларусь продекларировано, что выборы в нашей стране являются всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными. Активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет. В Палату представителей можно быть избранным по достижении 21 года, в Совет Республики – 30 лет, на пост Президента страны – 35 лет. Лишены избирательного права лица, не имеющие гражданства, а также люди, признанные судом недееспособными или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Избиратели имеют равное число голосов и избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству. При этом каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого отдать свой голос. Его свобода гарантируется ст. 65 Конституции Республики Беларусь.