План
1. Бюджетирование как инструмент финансового менеджмента
2. Общий (генеральный) бюджет
3. Основные процедуры и согласования операционного бюджетирования
4. Жесткие и гибкие бюджеты
1.
Для достижения поставленных бизнесовых целей важно, чтобы все подразделения предприятия функционировали в соответствии с единым финансовым планом, предусматривающем будущие операции и направления действий – бюджетом; он выполняет роль действенного инструмента финансового менеджмента
По оценкам западных специалистов предприятия, не формирующие годовой бюджет, теряют за год до 20% дохода
Подготовка бюджета требует усилий и участия различных подразделений предприятия, составления значительного количества расчетов, обоснования и согласования различных показателей
Процесс подготовки бюджета – бюджетирование.
Продуктом бюджетирования является общий бюджет – финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей, поставленных на предстоящий период.
|
|
Функции общего бюджета:
• Совершенствование планирования
• Формирование бизнесовых целей и задач, их количественное выражение
• Координация деятельности подразделений и их менеджеров на выполнение единого бизнес-плана
• Увеличение информированности менеджмента о внешней экономической среде
• диагностика возможных проблем, упреждение негативных тенденций бизнеса
• Установление системы контроля на основе анализа отклонений от бюджета
• Оценка полученных результатов.
Процедуры формирования общего бюджета включают операционное и финансовое бюджетирование.
В ходе операционного бюджетирования формируется система частных бюджетов, в конечном счете предназначенных для составления Прогноза отчета о финансовых результатов:
3
Отправным моментом операционного бюджетирования является прогнозирование объема продаж. Прогноз продаж формируется высшим руководством предприятия и представляет собой предложение будущих объемов реализации флюсового известняка. По результатам прогноза формируют бюджет продаж.Объем и структура продаж, запланированные и отраженные в этом бюджете, по сути, предопределяют объем и характер всей деятельности компании. Тем самым бюджет продаж воздействует практически на все другие бюджеты и, в первую очередь, на бюджет производства – производственную
Бюджет производства должен отражать количественный объем продукции, которую необходимо произвести во исполнение запланированного объема продаж с учетом желаемого изменения уровня запасов флюсового известняка. Т.о., суть производственного бюджетирования можно выразить следующей формулой:
|
|
Объем производства = Объем продаж – Запас готовой продукции на начало периода
Для успешного выполнения производственной программы необходимо поддерживать необходимый уровень производственных запасов, что требует их бюджетирования. Бюджет запасов должен определять сроки, номенклатуру и количество предметов труда, которые необходимо заготовить. Бюджетирование потребности в материальных ресурсах можно совмещать с бюджетированием их использования, которое основывается на бюджете производства. В этом случае составляют единый документ – бюджет закупок и использования материалов.
Бюджет трудовых затрат позволяет установить рабочее время в часах и затраты труда в денежном выражении, требующиеся для выполнения запланированного объема производства. Процедуры бюджетирования трудовых затрат включают расчеты норм времени, выработки, сдельных и часовых ставок, установление других нормативов.
Основываясь на установленных технологических нормах труда, тарифных ставках и данных бюджета производства, бюджетируют прямые затраты на оплату труда.
Бюджет общепроизводственных расходов формируется по статьям в соответствии с заключенными договорами и соглашениями (аренды, обслуживания и др.). Следует заметить, что бюджетирование общепроизводственных расходов позволяет не только определить их размер на планируемый период, но и рассчитать нормативы их распределения между отдельными видами продукции.