Структура личности

Понятие личности

«Личность, - подчеркивал А.Н. Леонтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом».

Л.И. Божович: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического разви­тия, который делает его способным управлять своим пове­дением и деятельностью…»

Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.

Многие ученые (А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он спо­собен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя.

Именно это определяет активность личности - ее спо­собность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе.

Слово «личность» в западных языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от кото­рого образовано слово «личность», - «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, маска...»

Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей.

В психологии существует множество теорий личности. Представления о личности в отечественной психологии личности основываются на том, что личность нельзя рассматривать «как индивида, обладающего психофизиоло­гическими и психологическими особенностями, изменен­ными в процессе его адаптации к социальной среде». Ее следует рассматривать как новое качество, порождаемое, движением системы объективных общественных отноше­ний, в которое вовлекается его деятельность.

С.Л. Рубинштейн разли­чал в структуре личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову):

Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся: Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура индивидуального опыта Умения, знания, навыки привычки Социально-биологиче­ский уровень (значи­тельно больше соци­ального, чем биоло­гического)
Подструктура форм отражения, индиви­дуальных особенно­стей психических процессов Особенности познавательных процессов (мышление, память, восприятие, ощущение, внимание); особенности эмоцио­нальных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологи­ческого больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и тормо­жения и т. п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: