Эмоциональная сфера личности

Классификация способностей

Уровни способностей

Выделяют два уровня развития способностей: репродук­тивный и творческий.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла­девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно­му образцу, в соответствии с предложенной идеей.

На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процес­се деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой.

3.Структура спо­собностей

Своеобразное сочетание способностей, которое обес­печивает человеку возможность успешного выполнения, какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно но­вых творений, открывающих новую эру в развитии куль­туры, науки, практики.

1. Природные (или естественные) способности в основе сво­ей биологически обусловленные, связанные с врожден­ными задатками, формирующиеся на их базе, при нали­чии элементарного жизненного опыта;

2. Специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечиваю­щие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности:

общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тон­кость движений рук и т. д.);

специальные, определяю­щие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их раз­витие (способности математические, технические, лите­ратурно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению;

практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;

учебные, которые влияют на успешность педагогическо­го воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;

творческие, связанные с успешностью в создании произведений ма­териальной и духовной культуры, новых идей, откры­тий, изобретений;

способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, художественными образами и т.д.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в деятельности. Они всегда являются результатом развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: