Связь счетов бухгалтерского учета с балансом

Порядок записи хозяйственных операций для пассивных счетов

Открываются счета, на которых записывают начальное сальдо (Сн) по кредиту. Берется сальдо начальное из пассива ба­ланса. По кредиту отражают увеличение, приход и по­ступление, по дебету — уменьшение, расход и выбытие. В конце отчетного периода по счету подводятся итоги оборотов, вначале по кредиту, а затем по дебету. При этом в итоги оборота по кредиту не включается начальный остаток, а относятся суммы операций, отраженные в отчетном периоде. Сальдо конеч­ное (Ск) в пассивных счетах определяется так:

Ск = Сн + Обк - Обд

Итак, для пассивных счетов Дт — означает уменьшение, а Кт — увеличение.

Активно-пассивные счета выступают в одних случаях как ак­тивные (сальдо дебетовое), в других как пассивные (сальдо кре­дитовое) или могут иметь одновременно и дебетовое, и кредито­вое сальдо (развернутое).Эти счета предназначены в основном для учета расчетов.

На каждый вид средств и источников, отраженных в балансе, открывается счет под тем же наименованием.

Подобно статьям баланса счета делятся на активные (где учитываются средства предприятия) и пассивные (где отражают­ся источники их образования).

На основании данных синтетических счетов составляется бухгалтерский баланс, который представляет собой свод остат­ков по синтетическим счетам бухгалтерского учета.

В то же время между бухгалтерскими счетами и балансом имеется отличие. На бухгалтерских счетах отражаются текущие хозяйственные операции и итоговые данные за отчетные перио­ды в денежных, трудовых и натуральных показателях, в балан­се — только итоговые данные на начало и конец отчетного пе­риода в денежной оценке.

4.2. Двойная запись хозяйственных операций на счетах: ее сущность и контрольное значение. Корреспонденция счетов.

Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтер­ского учета по правилу двойной записи. Суть ее состоит в том, что любая хозяйственная операция отражается (регистрируется) на счетах бухгалтерского учета в одной и той же сумме дважды: по дебету одного и кредиту другого счета.

Пример. Операция получения денег в кассу с расчетного сче­та в сумме 5000 руб. будет записана по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 51 «Расчетные счета» в одинаковой сумме. Необ­ходимо сделать такую запись:

Счет 50 «Касса»

Дт Кт

   

Счет 51 «Расчетный счет»

Дт Кт

   

Дт-50 «Касса» Кт-51 «Расчетный счет» — 5000 руб.

От поставщика поступили на склад материалы — 200 000 руб.

Делаем следующую бухгалтерскую запись: Дт-10 «Материалы» Кт-60 «Расчеты с поставщиками» — 200 000 руб.

Счет 10 «Материалы»

Дт Кт

  200 000  

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дт Кт

    200 000

Этапы составления бухгалтерских проводок:

1) уточняются счета, участвующие в операции:

10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

2) определяется, какой счет является активным, а какой пассивным, в данном случае счет 10 «Материалы» — активный, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — пассивный

3) устанавливается, какой счет будет дебетуемым, а какой кредитуемым.

В результате приобретения материалов на активном счете 10 произошло увеличение, поэтому счет 10 дебетуется, одновремен­но возросла задолженность поставщикам за материалы (счет 60 кредитуется).

Отражая в бухгалтерском учете факты хозяйственной жизни, бухгалтерия составляет бухгалтерские проводки,т. е. указывает названия дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму операции.

Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета, возникшая в ре­зультате отражения на них операций способом двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а сами счета являются корреспондирующими.

Если в проводке корреспондируют только два счета (один по дебету, другой по кредиту), то она называется простой.

Пример. Из кассы выдана заработная плата работникам — 300 000 руб.

Дт-70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт-50 «Кас­са» — 300 000 руб.

Бухгалтерские проводки, в которых взаимодействуют более двух счетов, называются сложными.

Пример. От поставщика поступило топливо на сумму 200 000 руб. и запасные части на сумму 50 000 руб. Бухгалтерская проводка:

Дт-10/3 «Топливо» — 200 000

Дт-10/5 «Запасные части» — 50 000

Кт-60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 250 000

Схема сложной проводки:

Дт 60 Кт Дт 10/3 Кт

  1) 200 000 2) 50 000   1)    
  обК –250 000 1)200 000
обД -200 000  

Дт 10/5 Кт

1)50 000  
обД –50 000  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: