План лекции. Радиусы горизонтальных кривых автодорог Показатели Расчетная скорость движения, км\ч 15-20 Минимально допустимый

Радиусы горизонтальных кривых автодорог

Показатели Расчетная скорость движения, км\ч
      15-20
Минимально допустимый радиус горизонтальной кривой, м        
Наименьший рекомендуемый радиус горизонтальной кривой, м        
Минимальный радиус вертикальных кривых, м:        
· Выпуклой        
· Вогнутой        
Расчетное состояние видимости, м        
· Поверхности дороги        
· Автомобилей        

Продольный уклон дорог устанавливают в результате технико-экономического анализа. При увеличении уклонов уменьшаются объемы горно-подготовительных работ и время рейса машин (до определенной величины уклона: 7—8% для тягачей с полу­прицепами и 10—12% для автосамосвалов). В то же время увеличивается износ двигателей, трансмиссий и шин, возрастает длина тормозного пути, уменьшаются скорость движения машин и провозная способность дороги.

Тема 3. Методы организации движения автосамосвалов..

1. Организация работы карьеров

2. Организация работы погрузочных механизмов

3. Организация работы карьерных автосамосвалов

Краткое содержание лекции

По расчетам (без учета увеличения износа машин на уклоне) минимальные затраты на транспортирование достигаются для тягачей с полуприцепами при уклонах 9% и для автосамосвалов при уклонах 12—14%. С учетом повышения износа трансмиссий и шин (износ шин возрастает в 2 раза при увеличении уклона с 0 до 6—8%, а расходы на шины составляют около 1/4 всех затрат на автотранспорт) продольный уклон дорог для автосамосвалов но должен превышать 10%, а по условиям безопасности движения должен быть еще ниже. Фактически на карьерах продольные уклоны постоянных дорог обычно не превышают 7—8%, иногда при одностороннем движение порожних машин достигают 10—12%. Уклон дорог для тягачей с прицепами и полуприцепами с одной ведущей осью не должен превышать 4—6%, а для троллейвозов и дизелъ-троллейвозов может быть увеличен до 10, 12 и 14% соответственно при одной, нескольких и всех ведущих осях машин.

По условиям безопасности движения необходимо предусматривать вставки с уклоном не более 2% и длиной не менее 50 м через каждые 500 м длины затяжного уклона в траншеях. На кривых малых радиусов величина продольного уклона дороги уменьшается вследствие повышения сопротивления движению при деформациях эластичных шин под действием центростремительной («поперечной») силы:

Таблица 3

Радиус кривой, м          
Снижение максимального продольного уклона, %          

Проезжая часть дороги характеризуется шириной, типом и конструкцией дорожной одежды, очертанием поперечного профиля.

Ширина проезжей часта дороги Ш п.ч., зависит от ширины машин по скатам колес с (примерно равна ширине кузова а), ширины предохранительной полосы у между наружным колесом машины и кромкой проезжей части и безопасного зазора х между кузовами встречных машин: при однополюсной движении

Шп.ч.1=а+2у,м; (XV.5)

при двухполосном движении

Шп.ч.2=2(а+у)+х,м;

где у=0,5х = 0,5 + 0,005 v, м; v — скорость движения машин, км\ч.

При увеличении интенсивности движения машин и соответственно

категории дороги ширину ее проезжей части следует увеличивать, с тем чтобы избежать снижения скорости движения и повышенного износа покрытия (табл. 4). Вследствие перемещения колес машин при движении на кривой по траекториям различных радиусов для обеспечения тех же величин зазоров между машинами, что и при движении па прямых участках, полосу движения па кривой радиусом R, м уширяют на величину

где La расстояниемежду задней осью и передним буфером машины, м.

Для современных короткобазовых карьерных автосамосвалов при двухполосном движении величина уширения составляет

Таблица 4

Радиус кривой, м              
Уширение проезжей части, м 2,1 1,7 1,4 1,1 0,8 0,5 0,3

Таблица 5

Ширина проезжей части двухполосный автодорог

Автосамосвалы Ширина проезжей части, м, при расчетной скорости движения, км\ч
     
КрАЗ-256Б 8,0 8,0 8,0
БелАЗ-540 9,5 10,0 10,0
БелАЗ-548 10,0 10,5 10,5
БелАЗ-549 12,5 12,5 13,0

Примечания:

1. Для однополосной дороги Шп.ч.1=0,5Шп.ч.2 с округлением в большую сторону до 0,5 м.

2. Для тягачей с полуприцепами ширина проезжей части на 0,5 м больше, чем для базовых автомобилей.

При однополосном движении уширение уменьшается вдвое. Ширина обочин дорог принимается 2 и 2,5 м соответственно для машин шириной до 2,75 м и более. После уширения проезжей части ширина обочин должна быть не менее 1 м, а при отсутствии надолбов и парапетов — не менее 0,5 м.

Типы дорожных покрытий различаются работоспособностью, сроком службы и ровностью (табл. 65). Работоспособность дорожного покрытия измеряется суммарной массой (в тоннах) подвижного состава (брутто), пропускаемого по дороге от момента сдачи ее в эксплуатацию до возникновения потребности в ремонте или между двумя ремонтами. Срок службы дорожных покрытий (в годах) определяется частным от деления работоспособности покрытий на грузонапряженность дороги (брутто). Ровность покрытия может быть определена суммарной деформацией рессор машины на единицу длины пути (см\км).

Тип и состояние дорожного покрытия существенно влияют на основные технико-экономические показатели работы автомобилей

(табл. 7). В то же время с улучшением дорожного покрытия растут затраты на него (см.табл. 6), составляющие 60— 90% общих затрат на строительство постоянных дорог. Выбор типа дорожного покрытия производится путем детального сравнения сроков окупаемости капитальных затрат и экономии

Таблица 6

Основные показатели дорожных покрытий

Типы покрытий Ровность покрытия (нового), см\км Допустимая скорость по условиям ровности покрытия, км\ч Ориентировочная работоспособность, млн. т брутто Затраты на 1 км покрытия при Шп.ч.=8÷10 м и Ga*=27 т, тыс. руб.
До среднего ремонта До капитального ремонта
Усовершенствованные капитальные:          
­ Цементобетонное 50-100 Более 100     110-160
­ Асфальтированное 25-50 Более 100     80-120
Усовершенствованные облегченные:          
чернощебеночное 100-150 50-100 2,5 7,5 60-80
Черногравийное 100-150 50-100 2,0 5,0 60-80
Переходные:          
Щебеночное и гравийное 150-200 30-50 0,4-0,6 0,8-1,2 40-60
Из укрепленного грунта с поверхностной обработкой - - 0,2-0,3 0,7-1,0 10-15

Ga* - грузоподъемность автомашины.

эксплуатационных расходов с учетом объемов перевозок, срока службы дороги, типа подвижного состава, наличия местных строительных материалов. Ориентировочно могут быть приняты следующие типы покрытий в зависимости от общих объемов перевозок, млн. т\год:

Таблица

Зависимость технико-экономических показателей эксплуатации машин от типа дорожных покрытий

Тип покрытия Коэфсопркачению Относительные значекния показателей (при i=0)
Техн скорость Расход ГСМ Износ шин Расходы на ТО и ТР Эксплуатацион расходы
Усовершенствованное 0,02 1,3 0,85 0,75 0,8 0,65-0,75
Переходное 0,03 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Низшее 0,06 0,8 1,3 0,5 1,2 1,8-2,2
               

более 10 — цементобетонные и асфальтобетонные; 2—10 — чернощебеночные и черногравийные; 0,5—2 — щебеночные и гравийные;

менее 0,5 — простейшие грунтовые улучшенные, а также покрытия из мелкораздробленных скальных вскрышных пород.

На постоянных карьерных дорогах применяются цементе бетонные и щебеночные покрытия, а па временных — сборные железобетонные и покрытия из несцементированных щебенистых и гравийных материалов. Асфальтобетонные покрытия целесообразно применять при движении машин грузоподъемностью до 7-10 т, так как при более тяжелых машинах образуются колеи, волны и покрытие быстро изнашивается. Частично это объясняется низким качеством приготовления и укладки асфальтобетона в карьерных условиях. Выезды с уступов на дороги с твердым покрытием, во избежание загрязнения последних, должны иметь твердое покрытие на участке длиной не менее 25—50 м.

Очертание проезжей части прямых участков дорог в поперечном сечении — криволинейное или с прямолинейным двухскатным профилем, крутизна которого принимается от 2% (для цементо- и асфальтобетонных покрытий) до 5% (для гравийных покрытий серповидного профиля). Уклон обочин обычно на 2% больше поперечного уклона покрытия.

На кривых малого радиуса для предотвращения бокового скольжения и опрокидывания автомобилей должны устраиваться виражи, имеющие односкатный поперечный профиль с уклоном 2—6% к центру кривой. На прямых и кривых с центром в сторону обрыва — профиль односкатный с уклоном проезжей части и обочин 1% в нагорную сторону.

Дороги в выемках или на насыпях высотой менее 0,3 м имеют для отвода воды с земляного полотна боковые лотки или кюветы, обычно треугольной формы, глубиной от 0,4 м (песчаные и скальные породы) до 0,9 м (мягкие породы). Для дорог на поверхности аналогичную функцию выполняют резервы. Продольный уклон кюветов и резервов составляет 2—3%. Искусственные дорожные сооружения (мосты, трубы, путепроводы, лотки и т. д.) делятся на постоянные и временные (срок службы до 10 лет)

Тема 4. Обмен автомашин в забоях и на отвалах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: