План лекции. 1. Факторы, влияющие на динамические факторы автомобиля

1. Факторы, влияющие на динамические факторы автомобиля

2. Факторы, влияющие на динамическую характеристику автомобиля

3. Технологические качества автодорог

4. Динамический паспорт автопоезда

Краткое содержание лекции

На карьерах различаются дороги общего типа (хозяйственные) и карьерные дороги (производственные) для перевозки вскрышных пород и полезного ископаемого, сооружаемые с учетом требований СНиП-2Д.6-62, ПТЭ и норм технологического проектирования карьеров. По сроку службы карьерные дороги подразделяются на постоянные (срок службы не менее 1—2 лет) и временные. Все они обычно двухполосные с обеспечением встречного движения машин, иногда, при кольцевом движении, однополосные.

Технологические качества автодорог характеризуются: расчетной скоростью движения — скоростью, на которую рассчитываются элементы трассы и конструкции автодорожных сооружений; расчетной массой и габарита ми подвижного состава, пропускаемого дорожными одеждами и сооружениями; проезжаемостью, определяемой возможностью движения подвижного состава с заданной скоростью в различные периоды года; грузонапряженностью — количеством груза (в тоннах), перевозимого по участку дороги в единицу времени; интенсивностью движения — количеством транспортных средств, проходящих через данное сечение дороги в единицу времени; транспортной работой - произведением массы перевозимого груза на дальность перевозок.

В соответствии с показателями грузонапряженности или интенсивности движения устанавливается техническая категория дороги. Временные дороги могут быть отнесены к III категории.

Расчетные скорости движения на карьерных автодорогах (15 - 50 км/ч) намного меньше, чем на дорогах общего пользования (60 - 150 км/ч). В тоже время полная масса карьерных автомобилей достигает 100 т и более, ширина и высота их достигает 4 м, грузонапряженность намеряется десятками миллионов тонн в год.

Т а б л и ц а 1

Техническая классификация карьерных постоянных автодорог

(по данным института Гипроруда)

Показатели Категория дорог
     
Грузонапряженность, млн. т брутто в год Более 25 От 25 до 3 Менее 3
Расчетная скорость движения на прямых участках, км\ч      
То же, на поворотах, серпантинах и перекрестках, км\ч      

В плане трасса дороги, обеспечивающей скорость движения не менее расчетной для принятой категории, состоит из отрезков прямых, соединенных кривыми. Различаются следующие элементы кривой (рис.166):

тангенс

(XV.1)

Биссектриса (XV.2)

минимальный радиус закругления (XV.3)

где v— скорость движения, км/ч; ψ— коэффициент бокового скольжения (сцепления) колес с дорогой (ψ ск= 0,16 для влажного покрытия ); iп — поперечный уклон проезжей части дороги, % (iп = 0 ÷ 6%).

Так как наличие кривых ухудшает условия движения (уменьшается скорость, устойчивость, видимость и т. д.), необходимо по возможности избегать их или принимать наибольшие радиусы кривых (табл. 2). Для плавного перехода машин с прямого участка постоянной дороги на кривую устраиваются переходные кривые (с переменным радиусом кривизны по радиальной спирали или кубической параболе). Длина переходной кривой

где ρ— центростремительное ускоре­ние, м/с2 (р ≈0,6 м/с2).

Величина = 20 ÷ 50 м. На временных дорогах переходные кривые не устраивают.

Трассу дорог на крутых косогорах (нагорные карьеры) для создания допустимых уклонов развивают в плане в виде зигзагов, вокруг углов которых описывают снаружи дорожные закругления, называемые серпантинами. Основные элементы серпантины: основная кривая АС длиной l 2, прямые вставки АЕ и СD длииой т, вспомогательные сопрягающие кривые DF и EG длиной l 1, угол поворота трассы α, радиус вспомогательной кри­вой R1, радиус основной кривой R2, минимально необходимое расстояние аг для размещения дорожного полотна нижнего и верхнего участков серпантины.

Пересечения и примыкания автодорог для обеспечения видимости в обе стороны необходимо выполнять под углом, близким к 90°. При этом боковая видимость пересекаемой дороги должна быть не менее 50 м, а в стеснённых условиях — не менее 20 м. При пересечении на одном уровне автомобильной и железной дорог расстояние видимости железнодорожного пути (с автодороги в 50 м от переезда) должно быть но менее 400 м.

Продольный профиль дороги, являющийся вертикальным разрезом по оси трассы, должен обеспечить плавность движения с расчетной скоростью. Для этого переломы профиля сопрягают вертикальными кривыми. Минимальные радиусы выпуклых кривых должны обеспечить расчетное расстояние видимости, а вогнутых кривых — максимально допустимую нагрузку рессор под действием центростремительных сил (табл. 2). Длина вертикальной сопрягающей кривой должна быть не менее 10 м.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: