1. Факторы, влияющие на динамические факторы автомобиля
2. Факторы, влияющие на динамическую характеристику автомобиля
3. Технологические качества автодорог
4. Динамический паспорт автопоезда
Краткое содержание лекции
На карьерах различаются дороги общего типа (хозяйственные) и карьерные дороги (производственные) для перевозки вскрышных пород и полезного ископаемого, сооружаемые с учетом требований СНиП-2Д.6-62, ПТЭ и норм технологического проектирования карьеров. По сроку службы карьерные дороги подразделяются на постоянные (срок службы не менее 1—2 лет) и временные. Все они обычно двухполосные с обеспечением встречного движения машин, иногда, при кольцевом движении, однополосные.
Технологические качества автодорог характеризуются: расчетной скоростью движения — скоростью, на которую рассчитываются элементы трассы и конструкции автодорожных сооружений; расчетной массой и габарита ми подвижного состава, пропускаемого дорожными одеждами и сооружениями; проезжаемостью, определяемой возможностью движения подвижного состава с заданной скоростью в различные периоды года; грузонапряженностью — количеством груза (в тоннах), перевозимого по участку дороги в единицу времени; интенсивностью движения — количеством транспортных средств, проходящих через данное сечение дороги в единицу времени; транспортной работой - произведением массы перевозимого груза на дальность перевозок.
|
|
В соответствии с показателями грузонапряженности или интенсивности движения устанавливается техническая категория дороги. Временные дороги могут быть отнесены к III категории.
Расчетные скорости движения на карьерных автодорогах (15 - 50 км/ч) намного меньше, чем на дорогах общего пользования (60 - 150 км/ч). В тоже время полная масса карьерных автомобилей достигает 100 т и более, ширина и высота их достигает 4 м, грузонапряженность намеряется десятками миллионов тонн в год.
Т а б л и ц а 1
Техническая классификация карьерных постоянных автодорог
(по данным института Гипроруда)
Показатели | Категория дорог | ||
Грузонапряженность, млн. т брутто в год | Более 25 | От 25 до 3 | Менее 3 |
Расчетная скорость движения на прямых участках, км\ч | |||
То же, на поворотах, серпантинах и перекрестках, км\ч |
В плане трасса дороги, обеспечивающей скорость движения не менее расчетной для принятой категории, состоит из отрезков прямых, соединенных кривыми. Различаются следующие элементы кривой (рис.166):
тангенс
(XV.1)
Биссектриса (XV.2)
минимальный радиус закругления (XV.3)
где v— скорость движения, км/ч; ψ— коэффициент бокового скольжения (сцепления) колес с дорогой (ψ ск= 0,16 для влажного покрытия ); iп — поперечный уклон проезжей части дороги, % (iп = 0 ÷ 6%).
|
|
Так как наличие кривых ухудшает условия движения (уменьшается скорость, устойчивость, видимость и т. д.), необходимо по возможности избегать их или принимать наибольшие радиусы кривых (табл. 2). Для плавного перехода машин с прямого участка постоянной дороги на кривую устраиваются переходные кривые (с переменным радиусом кривизны по радиальной спирали или кубической параболе). Длина переходной кривой
где ρ— центростремительное ускорение, м/с2 (р ≈0,6 м/с2).
Величина = 20 ÷ 50 м. На временных дорогах переходные кривые не устраивают.
Трассу дорог на крутых косогорах (нагорные карьеры) для создания допустимых уклонов развивают в плане в виде зигзагов, вокруг углов которых описывают снаружи дорожные закругления, называемые серпантинами. Основные элементы серпантины: основная кривая АС длиной l 2, прямые вставки АЕ и СD длииой т, вспомогательные сопрягающие кривые DF и EG длиной l 1, угол поворота трассы α, радиус вспомогательной кривой R1, радиус основной кривой R2, минимально необходимое расстояние аг для размещения дорожного полотна нижнего и верхнего участков серпантины.
Пересечения и примыкания автодорог для обеспечения видимости в обе стороны необходимо выполнять под углом, близким к 90°. При этом боковая видимость пересекаемой дороги должна быть не менее 50 м, а в стеснённых условиях — не менее 20 м. При пересечении на одном уровне автомобильной и железной дорог расстояние видимости железнодорожного пути (с автодороги в 50 м от переезда) должно быть но менее 400 м.
Продольный профиль дороги, являющийся вертикальным разрезом по оси трассы, должен обеспечить плавность движения с расчетной скоростью. Для этого переломы профиля сопрягают вертикальными кривыми. Минимальные радиусы выпуклых кривых должны обеспечить расчетное расстояние видимости, а вогнутых кривых — максимально допустимую нагрузку рессор под действием центростремительных сил (табл. 2). Длина вертикальной сопрягающей кривой должна быть не менее 10 м.
Таблица 2