План лекции. Тема 1.Характеристика карьерного технологического транспорта

Конспект лекций

Тема 1. Характеристика карьерного технологического транспорта

1. Выбор типов двигателя, трансмиссии, ходовой части, механизмов управления и разгрузки кузова ТТ ГДП

2. Критерии по выбору типов двигателя, трансмиссии, ходовой части, механизмов управления и разгрузки кузова

3. Динамический паспорт автомобиля

4. Динамический паспорт автопоезда

Краткое содержание лекции

Из средств автомобильного транспорта на карьерах преимущественное распространение получили автосамосвалы с задней разгрузкой кузова.

Конструктивные решения по выбору типов двигателя, трансмиссии, ходовой части, механизмов управления и разгрузки кузова определяются грузоподъемностью автомашин. Автосамосвалы с карбюраторными двигателями грузоподъемностью до 5 т (ММЗ-555 и др.) используются для перемещения мягких пород (при погрузке экскаваторами с емкостью ковша до 1 м3), штучного камня, на хозяйственных перевозках. Для обслуживания аналогичных экскаваторов предназначены также дизельные автосамосвалы грузоподъемностью 5-7 т (МАЗ-205, МАЗ-503). Широко исполь­зуются на карьерах дизельные автосамосвалы средней (10-20 т: КрАЗ-256Б, МоАЗ-522) и большой грузоподъемности (более 20 т: БелАЗ-540, БелАЗ-548). Последние имеют гидромеханическую транс­миссию, пневмогидравлическую подвеску, мощные пневматические тормоза, повышенную прочность шасси, рамы и кузова. Наиболее мощные автосамосвалы (БелАЗ-549) имеют электрическую трансмиссию с мотор-колесами, что упрощает и повышает ее надежность, а также улучшает тягово-динамические качества машины. Все автосамосвалы, за исключением машин КрАЗ, - двухосные.

Кузов у автосамосвалов — ковшового типа. Геометрическая емкость его обеспечивает максимальное использование грузоподъемности при насыпной плотности разрушенных пород 1—1,2 т/«3 (машины малой и средней грузоподъемности) и 1,75 - 2 т/м3 (большегрузные автомобили). При транспортировании более легких пород производится загрузка кузова «с шапкой», иногда при легких породах наращивают борта или используют сменные кузова.

Коэффициент тары большегрузных автосамосвалов равен 0,6—0,8. Тяговые качества, оцениваемые способностью преодолевать сопротивление движению в различных дорожных условиях, определяются удельной мощностью автосамосвалов, достигающей 7 - 8 л. с./т.

Скорость движения определяется как конструктивными качествами машин, так и величиной продольных уклонов дорог, качеством их покрытий, сложностью трассы, соотношением участков постоянных и временных дорог, интенсивностью движения.

Паспортный тормозной путь при скорости движения 30 км/ч не превышает 16 м. Фактический тормозной путь больше. Для поддержания постоянной скорости движения и плавного уменьшения ее на спусках современные автосамосвалы оборудованы тормозом-гидрозамедлителем (в результате чего резко уменьшается использование колесных тормозов и износ машины), а машины с электрической трансмиссией — электродинамическим тормозом.

Расход горючего зависит от режима движения машин, дорожных условий, степени износа двигателя. C увеличением преодолеваемого уклона с 2 до 10% расход дизельного топлива возрастает на 70—80%, составляя для автосамосвалов БелАЗ-540 250 - 260 кг на 100 км пробега. Наиболее велик расход горючего при маневровых операциях, особенно при движении задним ходом (в 2,2 - 2,5 раза выше, чем при нормальном установившемся дви­жении).

Современные большегрузные автосамосвалы — короткобазовые машины (база 3,5 - 4,3 м); длина их 7,2 - 9,6 м, а ширина 3,5 - 4,9 м. Минимальный радиус поворота 8,4 - 9,5 м.

Нормативный срок службы большегрузных автосамосвалов на карьерах составляет 7,5 лет, а фактический — от 3,5 до 11 лет. При хороших условиях эксплуатации и обслуживании фактический пробег автосамосвалов до капитального ремонта составляет 120 - 150 тыс. км.

Колесные тягачи с полуприцепами (прицепами) создаются на основе специальных седельных (одноосных) тягачей или базовых автосамосвалов. Полуприцепы имеют заднюю, боковую или донную разгрузку (последнюю — при перевозках мягких полезных ископаемых, обычно угля). Основные недостатки колесных тягачей с полуприцепами: низкая маневренность и затрудненность подачи под погрузку и разгрузку, повышенные требования к дорожным условиям, небольшая удельная мощность (до 5—6 л. с./т), обусловли­вающая ухудшение тягово-динамических качеств и снижение преодолеваемых уклонов до 4—5%.

Троллейвозы — это автомобили - самосвалы, приводимые в движение от тяговых электродвигателей, питание которых осуществляется через контактную сеть.

Дизель-троллейвозы являются автосамосвалами двойного питания: на постоянной трассе (поверхность, капитальные траншеи) — от контактной сети, на передвижной трассе (рабочие уступы и отвалы) — от дизеля.

Общие достоинства троллейвозов и дизель троллейвозов: высокая скорость движения при питании от контактной сети как на горизонтальных дорогах (до 40 и 60 км/ч), так и на подъеме; возможность рекуперации энергии при движении под уклон; плавное торможение и пуск, в результате чего пробег шин достигает 35—40 тыс. км; в 1,5—1,8 раза больший, чем у автосамосвалов, межремонтный пробег машин (до 190 тыс. км); лучшие условия эксплуатации в зимний период, особенно при безгаражных стоянках.

Вместе с тем скорость движения этих машин по горизонтальным дорогам с неровным покрытием, на спусках с уклоном менее 4%:и на кривых радиусом менее 200 м ниже, чем у автосамосвалов. Масса и стоимость дизель-троллейвозов на 15—20% выше, чем дизельных автомобилей.

На базе дизель-электрических автосамосвалов большой грузоподъемности (например, БелАЗ-549) возможно создание целого ряда тягачей с прицепами или полуприцепами грузоподъемностью 120 - 200т и более. Однако такие автопоезда имеют низкую маневренность, большой радиус поворота (20 м и более), требуют сохранения широких рабочих площадок на уступах, а потому на карьерах получат ограниченное применение.

Указанных недостатков лишены дизель-электрические карьерные автопоезда специальной конструкции с боковой разгрузкой, состоящие из двух головных машин (тягачей), между которыми расположено несколько прицепов. Общая грузоподъемность автопоезда составляет несколько сотен тонн.

Двухстороннее (челночное) движение позволяет избегать разворота автопоезда в пунктах погрузки и разгрузки. Скорость движения до 50 км/ч, преодолеваемый уклон до 10%. На поворотах трассы траншейных дорог радиусом менее 20—35 м вместо петлевого соединения могут устраиваться тупики, что уменьшает объем горно-подготовительных работ. Карьерные автопоезда объединяют преимущества автомобильного и железнодорожного транспорта; область их применения — карьеры большой производственной мощности.

К специализированным машинам относятся думпторы, имеющие четырехколесные шасси и широкий воронкообразный кузов, опро­кидывающийся вперед (под силой тяжести или с помощью гидравлических устройств). Емкость кузова 1,5 - 10 м3, скорость до 40 км/ч. Применение думпторов рационально на карьерах небольшой мощности, разрабатывающих строительные горные породы, при коротких расстояниях откатки пород в отвал и для доставки полезного ископаемого к первичной дробилке в карьере. Иногда на карьерах с тяжелыми дорожными условиями при расстояниях перевозки 300 - 500 м применяют тракторные тягачи мощностью 60 - 250 л. с. с прицепами грузоподъемностью 10 - 40 т с донной разгрузкой.

Тема 2. Технологическая характеристика карьерных дорог


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: