В настоящее время объектом внимания дифференциальной психологии иногда оказывается отдельный признак — например, тревожность, острота восприятия, профессиональная ориентация, а иногда — индивидуальность в целом. В. Штерн выделил четыре направления функционирования психологии индивидуальных различий, которые продолжают развиваться и обогащаться.
Так, если изучать, насколько вариативным оказывается рассматриваемое качество, насколько велик размах его значений в данной выборке, мы проводим исследование первого направления. Если интересно выявить, с какими еще качествами одновременно проявляется интересующий нас признак, мы проводим другое исследование. При этом мы ни в первом, ни во втором случаях не задаемся вопросами генезиса и прогноза данного качества, мы ограничиваемся одномоментным срезом. Если же мы подходим к индивидуальности как к целостному явлению, нам необходимо соблюдать исторический подход, открывать причины и основные моменты развития интересующего нас качества. Историчными мы должны быть и в том случае, если пытаемся раскрыть многоуровневость и многофакторность индивидуальности — мы не знаем, что и с чем может проявлятьсяодновременно, и должны обеспечить себе возможность применения типологического подхода. Поэтому в исследованиях второго и третьего типа мы проводим не поперечные, а продольные (лонгитюдные) срезы (11).
|
|
Итак, к настоящему времени психология индивидуальных различий сохранила свою неоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладании частнопсихологических теорий. Так, например, теория интеллектуальных способностей практически ничем не связана с эволюционнойтеорией пола, а теории темперамента никак не соотносятся с теориями черт личности. Поэтому основная тенденция современной дифференциальной психологии — это интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.
К сожалению, и сегодня остаются верными слова В. Штерна о том, что дифференциальная психология отдельных функций, а также «психология женщины, художника, преступника и т.д. должны оставаться пока предметом обсуждения в монографиях» (11, с. 8). В дальнейшем, излагая основное содержание курса, мы постараемся придерживаться следующей логики: введение категории и ее наполнение психологическим содержанием; указание на врожденные и приобретенные детерминанты изучаемого качества; возможности психодиагностики в данной области. Однако эта структура может соблюдаться не везде, поэтому иногда мы будем ограничиваться либо данными о вариативности признака, либо рассмотрением эмпирических типологий.
|
|
Таблица 1 Основные направления дифференциальной психологии
Объект исследования | Качество исследования | ||
1. Признак | Один у несколькихиндивидов | Вариационное | «Горизонтальное» |
Два и более у нескольких индивидов | Корреляционное | ||
3.Индивидуальность | Один индивид в отношении многих признаков | Психографическое | «Вертикальное» |
Два и более индивида вотношении многихпризнаков | Сравнительное |
Вопросы:
1. Что является предметом дифференциальной психологии?
2. В чем заключается область пересечения дифференциальной
психологии с социальной, сравнительной, возрастной, этнической психологией?
3. Каковы предпосылки возникновения психологии индивидуальных различий как научной дисциплины?
4. В чем заключается стимулирующая и тормозящая роль эксперимента применительно к развитию дифференциальной
психологии?
5. Охарактеризуйте донаучный, естественнонаучный и гуманитарный этапы развития общей психологии.
6. Как относится современная наука к данным графологии, физиогномики и френологии?
7. Каковы источники формирования понятия «психологическая норма»?
8. В чем состоит различие между «горизонтальными» и «вертикальными» исследованиями?
9. Назовите примеры возникновения научных терминов, которые сначала возникли в психодиагностике, а затем — в теоретической психологии, и наоборот.
10. Обрисуйте область практического применения исследования дифференциальной психологии.
1. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М.:
Смысл, 1999. — 534 с.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. — М., 1992.
4. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 146 с.
5. Краткий психологический словарь. — М., 1985.
6. Лейтес Н.С. Теплов и психология индивидуальных различий //Вопросы психологии. — 1982. — Т. 4. — С. 37—50.
7. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. — СПб.:Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. — 132 с.
8. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.:Инфра+, 2000.
9. Флоренская ТА. Диалог в практической психологии. — М.:ИПАН, 1991. — 244 с.
10. Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики. Ч. 1. — М., 1995.
Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. — М.: Наука, 1998. — 335 с.