Направления дифференциально-психологических исследований

В настоящее время объектом внимания дифференциаль­ной психологии иногда оказывается отдельный признак — например, тревожность, острота восприятия, профессио­нальная ориентация, а иногда — индивидуальность в це­лом. В. Штерн выделил четыре направления функциониро­вания психологии индивидуальных различий, которые про­должают развиваться и обогащаться.

Так, если изучать, насколько вариативным оказывается рассматриваемое качество, насколько велик размах его зна­чений в данной выборке, мы проводим исследование перво­го направления. Если интересно выявить, с какими еще качествами одновременно проявляется интересующий нас признак, мы проводим другое исследование. При этом мы ни в первом, ни во втором случаях не задаемся вопросами генезиса и прогноза данного качества, мы ограничиваемся одномоментным срезом. Если же мы подходим к индивиду­альности как к целостному явлению, нам необходимо со­блюдать исторический подход, открывать причины и ос­новные моменты развития интересующего нас качества. Ис­торичными мы должны быть и в том случае, если пытаемся раскрыть многоуровневость и многофакторность индивиду­альности — мы не знаем, что и с чем может проявлятьсяодновременно, и должны обеспечить себе возможность при­менения типологического подхода. Поэтому в исследовани­ях второго и третьего типа мы проводим не поперечные, а продольные (лонгитюдные) срезы (11).

Итак, к настоящему времени психология индивидуаль­ных различий сохранила свою неоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладании частнопсихологических теорий. Так, например, теория интеллектуальных спо­собностей практически ничем не связана с эволюционнойтеорией пола, а теории темперамента никак не соотносятся с теориями черт личности. Поэтому основная тенденция современной дифференциальной психологии — это интег­рация частных, разнородных знаний в единую теорию ин­дивидуальности.

К сожалению, и сегодня остаются верными слова В. Штер­на о том, что дифференциальная психология отдельных функций, а также «психология женщины, художника, пре­ступника и т.д. должны оставаться пока предметом обсуж­дения в монографиях» (11, с. 8). В дальнейшем, излагая основное содержание курса, мы постараемся придерживать­ся следующей логики: введение категории и ее наполнение психологическим содержанием; указание на врожденные и приобретенные детерминанты изучаемого качества; возмож­ности психодиагностики в данной области. Однако эта струк­тура может соблюдаться не везде, поэтому иногда мы будем ограничиваться либо данными о вариативности признака, либо рассмотрением эмпирических типологий.

Таблица 1 Основные направления дифференциальной психологии

Объект исследования Качество исследования
1. Признак Один у несколькихиндивидов Вариационное «Горизонтальное»
  Два и более у несколь­ких индивидов Корреляцион­ное  
3.Индивиду­альность Один индивид в отноше­нии многих признаков Психографи­ческое «Вертикальное»
  Два и более индивида вотношении многихпризнаков Сравнитель­ное  

Вопросы:

1. Что является предметом дифференциальной психологии?

2. В чем заключается область пересечения дифференциальной
психологии с социальной, сравнительной, возрастной, этни­ческой психологией?

3. Каковы предпосылки возникновения психологии индивиду­альных различий как научной дисциплины?

4. В чем заключается стимулирующая и тормозящая роль экс­перимента применительно к развитию дифференциальной
психологии?

5. Охарактеризуйте донаучный, естественнонаучный и гумани­тарный этапы развития общей психологии.

6. Как относится современная наука к данным графологии, фи­зиогномики и френологии?

7. Каковы источники формирования понятия «психологическая норма»?

8. В чем состоит различие между «горизонтальными» и «верти­кальными» исследованиями?

9. Назовите примеры возникновения научных терминов, кото­рые сначала возникли в психодиагностике, а затем — в тео­ретической психологии, и наоборот.

10. Обрисуйте область практического применения исследования дифференциальной психологии.

1. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.

2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М.:
Смысл, 1999. — 534 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. — М., 1992.

4. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М.: Международ­ная педагогическая академия, 1994. — 146 с.

5. Краткий психологический словарь. — М., 1985.

6. Лейтес Н.С. Теплов и психология индивидуальных различий //Вопросы психологии. — 1982. — Т. 4. — С. 37—50.

7. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. — СПб.:Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. — 132 с.

8. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.:Инфра+, 2000.

9. Флоренская ТА. Диалог в практической психологии. — М.:ИПАН, 1991. — 244 с.

10. Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики. Ч. 1. — М., 1995.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. — М.: Наука, 1998. — 335 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: