Собственно психологические методы

Эта группа составляет основное содержание дифферен­циально-психологических приемов исследования (5, 6, 8, 9, 14, 15).

Интроспективные методы (самонаблюдение и самооцен­ка) открывают объект изучения непосредственно, что и пред­ставляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе иссле­дований. 1. Самонаблюдение служит констатации актуаль­ного признака — феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части пси­хических феноменов (например аффектов) в процессе инт­роспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессозна­тельного и, как следствие, низкая надежность получаемых данных. Поэтому, как отмечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное реше­ние (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании). Ис­точниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связан­ности (в то время как психические феномены часто фраг­ментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежныe данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых.

2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрыты разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление рос преуменьшить или усилить), присутствие психического (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед эй и другими сущностные свойства индивидуальности). Сделать самооценку более достоверным методом могут анонимности и контроль за способностью к самооценке.

Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, использовались в исследованиях школы Б.М. Теплова. Они требуют лабораторных условий и спе­циальных приборов; в практической психодиагностике используются редко (13).

1. Методика условнорефлекторного изменения чувствительности (адаптация и сенсибилизация под влиянием различителей других модальностей). 2. Методика кожно-гальванических реакций (КГР) — изменение электропроводимости кожи. 3. Измерение абсолютных и дифференциальных порогов в обычных и особых условиях зрения — при слуховых раздражителях и, наоборот, в присутствии других раздражителей — «индукционная методика под действием кофеина и других фармакосредств). 4. Измерение других сенсорных функций: критической частоты слития мельканий и др. 5. Электроэнцефалографический метод (ЭЭГ, альфа-индекс, частота и амплитуда аль-1-ритма). 6. Методика двигательных реакций (измере­ние времени реакции, методика сопряженных моторных изменений А.Р. Лурия, более известная под названием детектора лжи, и другие). 7. Методика дихотомического прослушивания, используемая для определения церебрального доминирования по речи. Смысл ее состоит в одновремен­ном предъявлении сначала вербального, а затем невербального материала, подаваемого одновременно в правое и левое ухо. При восприятии, и воспроизведении вербального материала, как правило, преобладает левое ухо (т.е. правое полушарие), а при восприятии невербального — левое ухо. Дополнительным показателем являются данные ЭЭГ, ука­зывающие на преимущественную активацию.

Социально-психологические методы включают опросы и со­циометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респон­дентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновид­ностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

1. Беседа — метод получения новой информации посред­ством свободного общения с человеком. В беседе роли рас­пределяются симметрично.

2. Интервью — особая форма беседы, при которой один
из партнеров является лидером, а другой — ведомым, и
вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но ко­торые, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.

3. Анкетирование — получение информации на основа­
нии ответов на специально подготовленные вопросы. Анкеты
различаются а) по содержанию вопросов, б) по их форме —
открытые и закрытые, в) по формулировке вопросов, г) по
количеству и порядку следования вопросов.

Анкетирование бывает устным и письменным, индиви­дуальным и групповым. В работе с детьми анкетный метод применяют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.

4. Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оцен­ки по признакам, выделяемым в качестве социометрическо­го критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюбным, ответственным и т.д. его коллеги по группе).

Возрастно-психологические методы «поперечных» и «про­дольных» срезов. 1. «Поперечные» срезы подразумевают срав­нение отдельных различных по возрасту групп детей. Ис­пользовались А. Гезеллом для получения норм психическо­го развития детей. Важен возрастной интервал, выбираемый для проведения исследования. Чем выше темп развития, тем меньше должны быть временные промежутки между отдель­ными «срезами», т.е. у маленьких детей их нужно прово­дить чаще. Метод подвергался острой критике со стороны отечественных психологов за отсутствие историчности.

2. «Продольные» (лонгитюдные) срезы, использовались при изучении Н.М. Щеловановым и Н.Л. Фигуриным ежедневного поведения детей. Иногда изучаются отдельные сто­роны поведения (например, речевое развитие). Сюда же могут быть отнесены дневники, биографические методы I (дневники матери и подростков), в которых содержатся ре­зультаты наблюдений детей с рождения до некоторого эта­па. Недостатком метода является трудоемкость, большие временные затраты. Достоинство заключается в раскрытии динамики развития.

Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах — более подробное продольное исследование.

Анализ продуктов деятельности (творчества) — опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результа­ту). Варианты — графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы. В психолого-педагогическом исследовании они принимают форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека.

Тестирование — краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Использование тестов должно отвечать требованиям Деклара­ции о правах человека и Конвенции о правах ребенка.

В зависимости от изучаемой реальности тесты можно объе­динить в следующие группы (классификация имеет эмпири­ческий характер, классы пересекаются).

1. Тесты способнос­тей.

2. Тесты умений и навыков.

3. Тесты восприятия.

4. Мне­ния (интересы, социальные установки).

5. Эстетические тесты.

6. Проективные тесты.

7. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях).

8. Игровые тесты.

Тесты очень экономичны, однако обладают малой надежностью и легко поддаются фальсификации (особенно в компьютеризованной форме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).

Психосемантическце методы (личностный дифференци­ал Ч. Осгуда, методика репертуарных решеток К. Келли) представляют собой группу максимально индивидуально-ориентированных методов, позволяющих определить бес­сознательно действующие измерения (конструкты) в отно­шении к миру и самому себе. Часто используются для изу­чения самосознания личности, требуют компьютерной обработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: