Этапы развития дифференциальной психологии

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) через три этапа: донаучного знания, естествен­нонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадиг­мы. Донаучное знание характеризуется преобладанием ме­тода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности (подход, отражаю­щий общие свойства явлений, называют номотетическим). Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда. Пренебрежение к научным «происшествиям» рассматривается обычно как свидетельство молодости науки, для которой единичный феномен ценен постольку, поскольку может оказаться представителем определенного типа явлений, может привести к открытию всеобщего прин­ципа или закономерности. Поэтому единичное обладает относительной ценностью для развития познания.

Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенностиявления, называют идиографическим). «...Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу дос­тигнуть фазы спокойного развития, когда она эмансипируется от породившей ее науки — общей психологии», — писал В. Штерн в 1911 году (11, с. 6). Можно сказать, что сейчас это уже произошло. И здесь совершенно неизбежным ока­зывается исторический подход — рассмотрение явления в его становлении, анализ и прогноз последствий.

Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, познание — к пониманию и описанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий. Поскольку значимость особенного в общем становится все большей, то и целью изучения становится индивидуальность (сравните с марксистским опреде­лением личности не как абстракта, присущего отдельному человеку, а как совокупности общественных отношений) (7, 11).

Дифференциальная психология имеет и предысторию становления, в ходе которой некоторые направления донаучной, эмпирической мысли даже успели приобрести свои названия. Так, характерология стремилась свести различия между людьми к простым типам, т.е. занималась составлением классификаций по разным основаниям, как анатомофизиологическим, так и психологическим, подобно, например, способности человека принимать страдания. Представителями характерологии были И. Кант, И. Банзен. Другое направление, психогностика, выявляло и устанав­ливало отношения между определенными движениями, ана­томическими характеристиками и свойствами характера человека. В фокус внимания при этом попадали, естествен­но, разные природные свойства человека. Так, в рамках физиогномики, основанной Ж. Лаватером, черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. Сторонники френологии (краниоскопии), развиваемой Ф.А. Галлем, стремились определять особенности человека по форме строения черепа. А приверженцы графологии, науки о почерке, которой больше других занимался аббат И. Мишон, диагностировали признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека, отраженным в его почерке. Все эти области донаучного познания, в свое время признанные ненадежными и отвергнутые позитивистской наукой, в настоящее вре­мя, уже на новых основаниях, вновь возвращаются в психо­ психо­логию индивидуальных различий. Задача будущих исследований — валидизировать эти приемы эмпирических обобщений и связать их с современными научными резуль­татами.

Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В. Штерн в своей работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году. В течение некоторого времени в качестве синонимов использовались понятия: характерология (И. Банзен, Е. Люка),которая сегодня относится к области знания о характере; этология (Дж.Ст. Милль), в настоящее время изучающая науку о поведении; индивидуальная психология (А. Бине, Э. Крепелин), сегодня обозначающая адлерианское направление психоанализа; специальная психология (Г. Хейманс), обозначающая также медицинскую психологию (11).

Первыми крупными представителями нового научно­го направления были А. Бине, Дж. Кеттелл, Ф. Гальтон, В. Штерн, в России — А.Ф. Лазурский. Основным методом исследования вначале были индивидуальные и групповые тесты, тесты различий умственных способностей, а позжепроективные методики для измерения установок и эмоцио­нальных реакций (1, 2, 5).

Психология индивидуальных различий всегда испыты­вала влияние практики — педагогики, медицины, психо­логии труда. А ее оформление в отдельную науку стало воз­можным благодаря следующим предпосылкам (3, 8).

1. Внедрение в психологию экспериментального метода. Важнейшим событием здесь оказалось открытие В. Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории в 1879 году, где он начал в экспериментальных условиях (хотя и при помощи метода интроспекции) изучение пси­хических процессов, в частности апперцепции. Очень быст­ро вслед за тем подобные лаборатории стали открываться и в других странах Европы и Америки. Не менее важным для развития позитивистской психологии стало выведе­ние основного психофизического закона Фехнера—Вебера (Е = const In R, гдеEmpfindung — величина ощущения, а Reiz — величина раздражителя), благодаря чему «светлая» и «теневая» стороны жизни оказались связанными между собой достаточно простой алгебраической зависимостью. Этот научный факт — выразительная иллюстрация неиспо-ведимости научных путей, потому что Фехнер, по своим убеждениям «махровый идеалист», как писали о нем в до­перестроечные времена, меньше всего стремился укрепитьсвоими изысканиями позиции материализма.

Еще в 1796 году благодаря мнимой оплошности ассис­тента Гринвичской обсерватории Киннибрука было откры­то время реакции как психологическое явление (наблюде­ния опирались на метод «глаз и ухо», требующий коорди­нации зрительной и слуховой информации). Спустя двадцатьлет об этом случае прочел в научных отчетах кенигсбергский астроном Бессель (1784—1846) и заинтересовался воп­росом об индивидуальных вариациях показаний разных на­блюдателей. Это было основным аргументом в пользу того, чтобы начать рассматривать психическое как процесс, об­ладающий временной протяженностью, имеющий начало, середину и конец, а не как симультанный (одномоментный) феномен. Позже голландский исследователь Ф. Дондерс раз­работал специальную схему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься как показатель усложнения психических процессов. Сегодня труд­но по-настоящему оценить эти открытия, но на фоне пол­ного отсутствия путей объективного наблюдения психичес­кого они имели поистине революционное звучание — пси­хику стало возможно изменять, измерять и оценивать.

Впрочем, освободив психологию от комплекса неполно­ценности в связи с признанием себя наукой, эксперимен­тальный метод, по мнению известной современной исследо­вательницы А. Анастази, несколько затормозил развитие интереса к единичным явлениям психики, которые актив­но изучались на донаучном этапе.

2. Следующей предпосылкой превращения дифференци­альной психологии в полноценную науку явилось исполь­зование методов статистического анализа. Каждое психи­ческое качество, любая особенность психики может быть рассмотрена как точка на континууме, выражающем изме­нение этой черты от минимума к максимуму. Почти каж­дый раз, когда рассматриваемое качество является резуль­татом действия многих переменных, получается кривая нормального распределения, то есть малых (субнормальных) и больших (супернормальных) значений обычно меньше,чем значений средней величины (нормальных).

Необходимо отметить, однако, что не все закономернос­ти подвержены закону нормального распределения; напри­мер, существует закон Зипфа, определяющий распределе­ние количества населенных пунктов разной величины. Этот закон выражает линейную зависимость: деревень и посел­ков много, а высоконаселенных городов мало. Поэтому все­гда необходимо убедиться, что изучаемое явление описыва­ется именно нормальным распределением.

Первыми, кто обратил внимание на возможность при­менения теории вероятности к социально-психологическим явлениям, были бельгийский социолог Адольф Кетле и Фрэнсис Гальтон. Кетле изучал большие группы и обратил внимание на ритмичность социальных процессов, на осно­вании чего им была создана многократно критикуемая оте­чественными психологами теория «среднего человека» (че­ловек стремится действовать так, как поступает большин­ство людей). Ф. Гальтон, напротив, сосредоточивался не на средних характеристиках, а на значениях супернормальных: предметом его внимания были особые способности, о чем он и написал в книге «Наследственный гений», издан­ной в 1869 году. Гальтон стремился изучать суперменов ипоказал своими работами, что гениальность — это каче­ство, обусловленное наследственно.

Статистические методы — это приемы прикладной ма­тематики, используемые психологией для повышения объек­тивности и достоверности получаемых данных, для обра­ботки экспериментальных результатов. Идея корреляцион­ного анализа родилась из попыток Ф. Гальтона исследоватьзакономерности наследования детьми психологических и физических признаков своих родителей. Им было разрабо­тано несколько вариантов факторного анализа для изуче­ния интеллектуальных способностей, ряд методов был пред­ложен специально для проверки вновь создаваемых тестов.

Сейчас выделяют несколько направлений использования статистических методов в психологии: а) описательная ста­тистика, включающая группировку, классификацию, гра­фическое представление данных; б) теория статистического вывода, используемая для предсказания результата по дан­ным обследования выборок; в) теория планирования экспе­риментов, служащая для обнаружения и проверки причин­ных связей между переменными.

Обычно используют следующие приемы статистическо­го анализа. Дисперсионный анализ позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей (так, по­нятно, что при одинаковых средних показателях размах распределения может существенно меняться). Для некото­рых исследовательских и практических задач именно дис­персия дает основную информацию. Так, например, пред­ставим себе, что средний балл, полученный школьниками за контрольную по алгебре, составляет 4 и для мальчиков, и для девочек; Но у мальчиков присутствуют и тройки, и пятерки, а все девочки активно списывали друг у друга и в результате получили по четверке. Понятно, что итог одина­ков в каждой группе, а психолого-педагогический смысл, стоящий за средним баллом, совершенно различен.

Корреляционный анализ удостоверяет наличие связи, за­висимости между изучаемыми переменными. При этом под­тверждается одновременность проявления этих признаков, но вовсе не их причинная обусловленность. Например, от­мечается, что удовлетворенность браком у супругов отри­цательно коррелирует с тревожностью (это значит: чем боль­ше они довольны семейной жизнью, тем спокойнее себя ощущают). Однако на основании этого факта мы не можем узнать, спокойны ли они оттого, что дома все в порядке, или довольны совместной жизнью потому, что обладают низкой тревожностью и вообще позитивным отношением к жизни. Существует несколько формул подсчета коэффициен­тов корреляции, которые могут принимать значения от +1 до -1. Близкие к нулю корреляции не могут подтверждать наличие зависимости между переменными.

И, наконец, факторный анализ — это группа методов, предназначенных для определения свойств, которые нельзя наблюдать и измерять непосредственно. Задача факторного анализа состоит в самом общем виде в том, чтобы умень­шить количество переменных, свести все их многообразие к нескольким общим факторам. В том случае, если по ре­зультатам подсчета коэффициентов корреляции прослежи­ваются особо плотные связи между несколькими показате­лями (корреляционные плеяды), можно предположить, что за ними стоит общий фактор — переменная более высокогоуровня обобщения. Факторные модели используются сей­час везде, но особенно популярны в психологии личности и интеллекта.

Чтобы использовать методы статистического анализа, нуж­но быть уверенным в нормальности распределения изучаемо­го качества; но даже и при этом условии существует вероят­ность того, что полученные результаты окажутся случайны­ми. Эта вероятность называется «уровнем значимости».

3. Третьей предпосылкой оформления дифференциаль­ной психологии в подлинно научное знание явилось исполь­зование данных психогенетики — пограничной с генети­кой области психологии, предметом которой является про­исхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наи­более информативным явился близнецовый метод в его ва­риантах, использованный впервые еще Гальтоном, который позволяет максимально уравнять воздействие среды и от­дифференцировать в зависимости от источника дисперсию изучаемых качеств на аддитивную (передаваемую из поко­ления в поколение), неаддитивную (присутствующую у сиблингов, имеющую значение только для родственников одного поколения) и дисперсию, связанную с разницей в ок­ружении. В последнее время, однако, используют также игенетический анализ (5, 9).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: