Общенаучные методы

Классификация методов дифференциальной психологии

Методы дифференциальной психологии

Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об инди­видуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще — там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистичес­кое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности (о чем будет говориться в следующих главах) могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям (1, 2, 5, 7).

По виду используемого опыта выделяют методы интрос­пективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный резуль­тат, доступный измерению).

По активности воздействия выделяют наблюдение и эк­сперимент.

По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на еди­ничное, психографию, психологию понимания).

По стабильности—изменению изучаемого явления раз­личают констатирующие и формирующие методы (в кото­рых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

Методы дифференциальной психологии развивались под вли­янием оппозиции понимания и объяснения. Понимание при­вело к появлению идеографического подхода, объяснение — к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитар­ной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочте­ниях методического аппарата, которым пользуется исследова­тель. В настоящее время это противостояние смягчается.

Однако остаются открытыми два наиболее серьезных ме­тодологических вопроса дифференциальной психологии, зат­рагивающие все экстраспективные методы. Первый звучит, так: поскольку психические признаки даны непосредствен­но только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир дру­гого человека? Вопрос этот поднимает проблему аналогии, или интерпретации, в психологическом исследовании. Вто­рой же вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непос­редственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому су­дят о психической причине). Итак, поиск максимально ва­лидных методов психологического исследования — это по­стоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.

Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

Наблюдение — целенаправленное систематическое изу­чение человека, по результатам которого дается эксперт­ная оценка.

Существует несколько видов наблюдения.

Преимущества метода заключаются в том, что

1) собираются факты естественного поведения человека,

2) чело­век воспринимается как целостная личность,

3) отражает­ся контекст жизни субъекта.

Таблица 2

Виды наблюдения

  Опосредствованное—Непосредственное (Косвенное—Контактное) По формеконтакта
  Полевое—Лабораторное(Естественное—Экспериментальное) По условиямдеятельности
  Открытое—Скрытое (Инкогнито) По характерувзаимодействия с объектом
  Включенное—Невключенное
  Случайное—Целенаправленное По цели
  Сплошное—Выборочное По упорядоченности
  Произвольное—Структурированное
  Констатирующее—Оценивающее По фиксациирезультатов

Недостатками являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями, 2) пассивность: невмеша­тельство исследователя обрекает его на выжидательную позицию, 3) отсутствие возможности повторного наблюде­ния, 4) фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сфор­мулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить: объек­тивность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов,, маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы чело­век о нем не знал, и используя технику фиксации наблюда­емых явлений.

В психологии вариантом наблюдения является самонаб­людение (см. ниже Интроспективные методы).

Эксперимент — метод целенаправленного манипулиро­вания одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в пси­хологии состоит в невозможности прямого изучения явле­ний и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чеговозможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаи­модействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпрета­тора и создателя используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторе­ние опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) дан­ные эксперимента более однотипны и однозначны по срав­нению с наблюдением.

К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественнос­ти процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспе­риментатор больше ориентируется на показания стрелокприборов, тестов и т.д.).

Существует несколько видов эксперимента. Лаборатор­ный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятель­ности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М-. Истомина, изучая объем кратковременной памяти дошкольников, получала суще­ственно различные результаты в случае прямой инструк­ции (вспомнить слова, которые были названы) и в услови­ях игровой деятельности («купить в магазине» различные овощи). Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (напри­мер, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, пред­лагая поиграть со взрослым).

Формирующий эксперимент подразумевает не только кон­статацию некоторого положения дел, но и его изменение (на­пример, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тре­нинг уверенности в себе, который может быть отнесен к фор­мирующим экспериментам). Вариантом формирующего яв­ляется психолого-педагогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (который после этой апробации начинает называться программой).

Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно. Эксперимент должен соответствовать требованиям валидности (пригодности, понимаемой как соответствие целей, методов и результатов), репрезентативности (представитель­ности выборки и соответствия ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента), надежности (устойчивости результатов во времени).

Моделирование — воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения Испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: