Психогенетические методы. Эта группа методов направлена на выделение факторов эеды и наследственности в индивидуальных вариациях психических качеств (1

Эта группа методов направлена на выделение факторов эеды и наследственности в индивидуальных вариациях психических качеств (1, 10, 11, 12).

Генеалогический метод — метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодирует­ся в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родствен­никах первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель—потомок и сиблинг—сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) насле­дуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. der Proband — испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ран­них к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

Для задач психодиагностических и психотерапевтичес­ких иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношения­ми родства, фиксируют отношения психологической близос­ти (тесные — отдаленные), конфликтности, а также семей­ные сценарные установки. Генограмма составляется по край­ней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

Метод приемных детей состоит в том, чтобы в исследова­ние включить детей, максимально рано отданных на воспита­ние биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют об­щих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют об­щих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственно­стью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок — биологический родитель, ребенок — приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

Близнецовый метод использовался Э. Торндайком, Р. Заззо. Среди близнецов выделяют монозиготных (развивших­ся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичны­ми генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той толь­ко разницей, что родились одновременно).

1. Метод конт­рольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно моно­зиготных и дизиготных близнецов.

2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и фун­кций внутри близнецовой пары, нередко образующей замк­нутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность».

3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого — нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром.

4. Метод разлучённых монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу об­стоятельств близнецы оказываются в существенно разных, средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие — с фактором среды.

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом Исторического индивида — человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культур­ной ценностью. Однако исторический метод может быть изменен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковыe, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий. Биографический метод — использование личной биогра­фии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа труд­ность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет вы. Если психолог заинтересовался душевным устрой­ством выдающегося человека, он может составить его Жизнеописание и раньше официального биографа, сосредо­точиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовал­ся известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности.

Дневниковый метод — вариант биографического мето­да, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, вос­питателем, коллегой).

Автобиография — это жизнеописание, основанное на не­посредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызва­ны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: