Типы внимания и памяти

Дифференциальные ХАРАКТЕРИСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — процесс создания образов тех явлений, которые не воспринимаются в данный момент — стало предметом дифференциального анализа в конце прошло­го века. Еще Ф.Гальтон в серии своих обширных экспери­ментов пытался обнаружить, какие формы воображения существуют. В современных исследованиях активно изуча­ется такая форма воображения как грезы и мечты — са­мостоятельное создание новых образов желаемого (см. Теп­лов, 1946). Оказывается те, кого можно назвать "мечтате­лями", проявляют большую осознанность в отношении са­мих себя, они хорошо помнят свои ночные видения и про­являют меньшую тенденцию подавлять свои мысли. Меч­татели отчетливее представляют себе те вещи, которые их тревожат и проявляют желание сообщать о них (Singer, 1966). Автор исследования выявил на основе применения фак­торного анализа данных семь паттернов, характеризующих индивидуальные различия в области вторичных представ­лений — грез. Первые два фактора отражали частоту (склон­ность иметь часто разные грезы или редко лишь некото­рые) и удовлетворенность (восприятие грез как нормаль­ной части своей жизни, признание их также в качестве способа, помогающего решать некоторые проблемы). Ос­тальные пять факторов были связаны с содержанием грез такого характера:

самообвинение (темы вины, мук совести, депрессии посещают в течение дня людей с высокими показателями по этому фактору);

невротическая самопогруженность (чрезмерное внима­ние к характеристикам и реакциям собственного тела, свя­занное с тревожностью);

причудливость (например, чья-то голова, плывущая в космическом пространстве);

калейдоскопичность — "проходящий сквозь сознание поток фрагментарных кусочков образов" (что характерно для людей легко отвлекающихся и скучающих);

реалистичность (положительно коррелирует с эмоцио­нальной стабильностью и любознательностью по отношению к физическому миру; оказывает позитивное влияние на процесс планирования и научного анализа).

Внимание — один из центральных ("сквозных" по Веккеру, 1998) психических процессов, связанный со способ­ностью субъекта сосредотачивать свою активность на ре­альном или воображаемом объекте в данный момент вре­мени — также не осталось в стороне от дифференциально-психологической магистрали. Жаль только, что исследова­ния внимания через призму человеческих различий не име­ют пока того объема, которого заслуживает эта важнейшая характеристика психики.

Особенности внимания связывают — как и при изуче­нии большинства перцептивно-когнитивных процессов — со спецификой стратегий приема и переработки информа­ции. В качестве примера можно привести параметр "широ­та сканирования" (экстенсивность или умеренность пер­цептивного поля) — степень фокусировки внимания, оце­ниваемая по частоте и систематичности центраций на зна­чимых элементах изображения ко всему полю (Hottynan, 1966). Для выявления этого параметра используют тесты на визуальную оценку размеров объекта по отношению к эта­лону (см. Скотникоеа, 19S8).

Дж.Блок (Biock el al., 1981) связывает индивидуальные особенности внимания с параметром, названным "прони­цаемостью" (permeability) перцептивного аппарата ребен­ка. Высокий уровень "проницаемости" связан с широким фокусом внимания, не позволяющим замечать тонких раз­личий, в результате чего сходство достигается за счет "раз­мывания" стандарта. При низком уровне "проницаемости" проявляется узкий фокус внимания, обеспечивающий чув­ствительность к небольшим отличительным чертам между объектами, точность и строгость в соблюдении стандарта.

Индивидуальная специфика организации внимания не­избежно сказывается на другом важнейшем параметре ког­нитивной сферы — памяти- Интересно, что различия в па­мяти, выявляемые экспериментальным путем, совпадают с умозаключениями "наивных психологов". За житейскими фразами: "У него короткая память" или: "Она долго хранит события в своей памяти" проступают наиболее су­щественные различия в преобладании одной из двух стра­тегий сохранения воспоминаний — кратковременной и дол­говременной.

Другая особенность памяти связана с характеристика­ми представлений. Эффективность запоминания связана со способностью формирования образов. Поданным А.А. Гостева (1985), люди с высоко развитой образной способ­ностью обычно медленнее заучивают вербальный матери­ал (особенно абстрактную информацию), демонстрируя также "бедное" его воспроизведение. Зато склонные к яр­ким образам люди показывают более высокие результаты в непроизвольном запоминании (Ernest, 1977).

Люди также очень сильно различаются по своей авто­биографической памяти — то есть памяти об информа­ции, относящейся к Я, — что можно выявить, например, проанализировав ответы на такие вопросы; "Кого ты вспо­минаешь, произнеся слово "пляж"?", "Кто был твоим лучшим другом, когда тебе было десять лет?" и пр. (Convoy, 1990; Ross, 1991). Кстати, и в этом случае Ф. Гальтона мож­но упомянуть в числе первопроходцев — именно он ини­циировал изучение автобиографической памяти путем использования в своих первых измерениях психики мето­да словесных ассоциаций.

Разумеется, немаловажной переменной в исследовани­ях памяти выступает возраст. Д.Рубин сравнил данные не­скольких исследований в различных возрастных группах, в которых людей просили вспомнить события прошлой жизни. Результаты выявили фактор, детерминирующий обнаруженные различия; у каждого человека оказался свой период детской амнезии первых лет жизни. Был также об­наружен компонент постоянно увеличивающейся с возрас­том функции удержания событий в памяти. Учет этих двух закономерностей позволил сделать вывод о том, что в пос­ледние (на момент измерения) 20—30 лет жизни человека в памяти увеличивается вероятность сохранять воспоми­нания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: